Генри Лайон Олди «Бык из машины». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 г.
Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции
В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.
Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.
И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.
До старой доброй фентези («Циклоп»( http://perekat.kiev.ua/циклоп-книга-1-чудовища-были-добры-ко-м/ ). До космических эпопей, таких как «Волчонок. Волк. Вожак» (http://perekat.kiev.ua/волчонок-волк-вожак-олди-г-л/ ), или «Побег на рывок» (http://perekat.kiev.ua/побег-на-рывок-олди-г-л/). До якутского эпоса («Сильные» (http://perekat.kiev.ua/олди-сильные-пленник-железной-горы/ ) и зеркального хоррора «Свет мой, зеркальце…» (http://perekat.kiev.ua/свет-мой-зеркальце-олди/ ) Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея» (http://perekat.kiev.ua/внук-персея-книга-1-мой-дедушка-истре/ ). На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».
И вот она перед нами.
Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.
Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.
Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.
Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.
Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.
С богами цифрала в новом романе Олди гораздо сложнее. Они в корне отличаются от нас. Они даже, скорее всего не считают людей разумными, ведь для этих гениев чистого разума и логики наши попытки работать мозгами (а точнее объяснять с их помощью свои инстинктивные действия) выглядят крайне неубедительно. Это не живые существа, а совокупность тех самых пресловутых нолей и единиц. Они лишены биологического начала, а заодно человеческого эмоционального разума. Они вообще не знают, что такое эмоции и чувства. Хотя эти неведомые им понятия, недоступные им ощущения по полной программе привлекают жителей цифрового Олимпа. И воспользоваться нашими телами для познания, прорыва границ возможного они завсегда готовы. Отсюда и аватары – разовые и постоянные, вокруг которых закручивается сюжет «Бога». Гостиницы или скафандры, как обзывает их многомудрый Питфей.
И хотя собственно богов в книге мы не увидим, тема искусственного интеллекта, глобальной информационной сферы и того, что может зародиться в ней, стала ключевой линией романа. Какими могут быть отношения между биологическим разумом и электронным? Что нас ждет — сотрудничество, война, использование сильным слабого? Возможно ли вообще признание холодным цифровым разумом пылкого и эмоционального человеческого? Вечные вопросы.
Но и кроме основной, в романе хватает тем «на подумать». О безудержном стремлении людей к долгой жизни, а то и бессмертию. О познании и стремлении расширить границы – являющихся непременными свойствами любого разума. О маниакальных желаниях, прочих грехах типа жажды первенства, и их тлетворном влиянии. В общем, помимо увлекательной истории для чувств и тела «Бык» не забывает и о пище для мозгов.
Также охота упомянуть мрачноватую, нуарную детективную линию, идущую через весь роман. Следить за расследованием обстоятельств гибели аватар, проводящимся Питфеем и Тезеем волнительно и интересно. Пазл складывается неторопливо, но уверенно, почти с каждой главой нагнетая напряжения и добавляя в картину новые недостающие части. И так до самого конца. Кстати, такой интерпретации финального сражения я с ходу и не припомню.
Но, конечно, история о Минотавре абсолютно невозможна без Тезея. Один из протагонистов книги мало того, что силач и боец, каких мало (полубог, ничего удивительного). Так он еще и человек хороший, притом с мозгами. Кстати и Тесея из мифов дурнем не назовешь, взять хотя бы славу устроителя демократии. Тезей Пелопид получился у Олдей существом практически без изъянов, а заодно без страха и упрека. Внимательный любовник и хороший товарищ. Чуткий, спокойный, уверенный – глыбища, а не человек (что вы хотите, полубог, ничего удивительного).
Из остальных героев больше всех запомнились юный и порывистый Икар, а также старый умудренный интриган Питфей, не зря получивший прозвище Паучок.
Язык как всегда великолепен. Будто живой разворачивается перед нами город Кекрополь, его трущобы, улицы, клубы. Благодаря внутренним монологам и действиям до донышка раскрываются образы героев, предложения буквально тают во рту как изысканное лакомство.
Плюс нас ждут масса отсылок и аллюзий на древнегреческие мифы. От первых подвигов Тезея до нити Ариадны, или Икара, идущего на взлет – своеобразные «пасхалки» для любителей творчества товарища Куна.
Да, Тезей слишком положителен. Мир несколько схематичен. И без откровенного антагониста Олди решили обойтись. Но все это лишь мелочи, нюансы, авторские акценты, абсолютно не портящие впечатление от интересного романа талантливых авторов.
Эрго. Напряженная и захватывающая история о том, к чему может привести развитие информационной сферы. От классического мифа о Тезее и Минотавре осталась лишь грустная атмосфера да древнегреческие имена с названиями. Взамен мы получили интересный сплав научной фантастики, киберпанка, нуарного детектива и фентези с аллюзиями на Грецию. И это хорошо. Классику мы и у Куна прочитаем.