Демонический лев революции, или Мифологические вариации на тему истории
1940 год. Мексика. Постаревший, уставший, но не утративший своего пыла Лев Троцкий (Хабенский) соглашается рассказать о своей жизни американскому журналисту Фрэнку Джексону (Матвеев). О первой ссылке, заграничных буднях социал-демократов, событиях 1905 года и, конечно же, временах своего рассвета.
Разговор оказался не на один час. И даже не на одни сутки. Мелькают перед нашими глазами картины рождения века-волкодава. Века безграничной жестокости, войн, революций, рек крови и безумных идей.
И все ближе 20 августа — день, когда в истории Лейбы Бронштейна будет поставлена жирная точка.
К столетию октябрьского переворота (или революции, кому как нравится) свет увидели целых два проекта, посвященных этому событию. «Троцкий» и «Демон революции». Сегодня поговорим о первом.
Тем более что главная роль досталась одному из лучших современных российских актеров — Константину Хабенскому («Адмирал» (http://perekat.kiev.ua/адмиралъ-сериал-2009-хабенский/ ), «Белая гвардия» (http://perekat.kiev.ua/белая-гвардия-рецензия-обзор/ ), «Небесный суд» (http://perekat.kiev.ua/небесный-суд-сериал-2011/ ), «Метод» (http://perekat.kiev.ua/метод-сериал-2015-metod/ ), «Географ глобус пропил» (http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/), «Коллектор» (http://perekat.kiev.ua/коллектор-хабенский-2016/ ), «Время первых» (http://perekat.kiev.ua/время-первых-2017-леонов/ ). Он уже появлялся в образе Троцкого в «Есенине», но после был жутко недоволен этим проектом, говоря, что из его работы убрали процентов 80.
Что же получилось на этот раз? Зрителю показали очередной миф об Октябре. Только на этот раз центральной фигурой легенды назначен не дедушка Ленин, или Лучший друг всех физкультурников, а Троцкий – личность для большинства наших современников туманная и далекая. С какого перепугу столько внимания изрядно подбитому молью Льву Революции? При случае спросите у продюсеров.
Но есть в проекте и интересные моменты. С них и начнем.
Мифологическая стилистика и антураж. Поезд председателя Реввоенсовета Республики – как легендарное существо из преисподней – черное, гладкое, огромное, дышащее паром, рожающее из себя красноармейцев. Троцкий в период рассвета – затянутый в блестящую кожу, невозмутимый, решительный, сверкающий острым взглядом из-под пенсне, и, не моргнув глазом отправляющий на смерть десятки и сотни людей.
Декадансные мотивы начала века-волкодава, времени перегруженного сексом и эпатажем.
Демонстрация грызни сперва внутри социалистов, после внутри большевиков, и отсутствие пиетета перед создателями Союза. Подавляющее большинство которых были профессиональными революционерами, для которых ни человеческая жизнь, ни другие обывательские моральные ценности не имели ни малейшего веса. Мировая революция – вот их кумир. А все неизбежные обещания, программы и прочие словеса лишь сотрясание воздуха, о котором можно забыть через пять минут.
Работа Хабенского, создавшего эдакую смесь демона и фанатичного лидера. Сексуального, харизматичного, кровавого, самоуверенного, надменного, жестокого, безжалостного, но при этом идейного, видящего перед собой некую извращенную будущую картину человеческого счастья. Того, кто сформулировал понятие «красный террор» — понятие, унесшее сотни тысяч жизней. Позднее усталого, страдающего, сомневающегося, нагловатого, терзаемого жуткой душевной болью, вспышками ярости, испуга. Мы наблюдаем за Троцким в разные периоды жизни, и эти внезапные переходы, от кожаного монстра к усталому старику, от наивного юноши к элегантному революционеру, создают очень интересную картину. Плюс общение с мертвыми, во время которых Хабенский работает со зрителем глаза в глаза на крупных и сверхкрупных планах. Плюс резкая, калейдоскопная смена кадров, изменение походки, пластики, голоса в разные возрастные периоды. Все же Константин по- настоящему хороший актер.
Не совсем понятно к чему постановщики уделили столько времени сакрализации коммунистических вождей. Эти навязчивые ассоциации с богом-отцом, богом-сыном, демоном и прочими религиозными образами, причем из уст товарищей, напрочь отвергающих высшие силы и духовность, в конце концов, начали несколько утомлять. Оправдание ненапрасных жертв-гекатомб? Крайне спорно.
Что еще? Одержимость Троцкого сексом? Постоянное использование сексуальных сравнений в своих речах? Это как раз ненаказуемо, тем более повторюсь после долгих лет жизни в декадансных европейских городах в это вполне можно поверить. Его возвеличивание и выведение на первые роли? Да, тут вопросов побольше.
Тем более что учить историю по этому сериалу я не посоветую даже врагу. Это при том, что почти все ключевые моменты, показанные в сериале, действительно происходили в реальности. Но как только начинаешь присматриваться, оказывается, что все было не совсем так. Опущены важнейшие нюансы, перепутаны мелочи и лозунги, допущены небрежности в форме и подаче событий. Конкретные люди в реальности были не совсем такими, какими нам их показывают (см., например Наталья Седова). А некоторые совсем не такими. Важные для сюжета встречи не могли состояться по определению, из-за отсутствия одного из встречающихся в то время в том месте, или потому, что один даже не подозревал о существовании другого. Кое-что смещено по времени, а кое-что просто притянуто за уши. Все персонажи чертовски проницательны, практически прозревают будущее и говорят не иначе как афоризмами. Порадовал Столыпин, советующий искать угрозу на крышах, еще один пророк, опередивший время и почуявший будущий рассвет снайперского дела. О немецком разведчике, таким образом готовящемся к войне за десять лет, даже говорить совестно.
И главное что жутко не понравилось – повсеместное глобальное упрощение всего, что происходило в то нелегкое время. Примитивизация до уровня плинтуса. «Не будь меня — не было было революции», «революция это я», все кругом даже не стадо баранов, а пешки, которые двигают игроки-социалисты. Да, бесспорно, социал-демократы оказали, мягко говоря, серьезное влияние на происходящее в Российской империи. Да, именно на совести профессиональных революционеров сотни тысяч трупов. Но нельзя же буквально все сводить к «роли личности в истории»! Создатели сериала ни слова не сказали о настоящих причинах кончины империи. О том, что в раю не бывает революций. О том, что несколько процентов жителей страны жировали и «уносились на конях к «Яру», а остальные голодали, и потихоньку копили ненависть. О том, что шел третий год мировой войны, вся профессиональная армия давно гнила в могилах, а шинели носили вчерашние крестьяне, из тех которые копили. О том… Да об этом десятки томов написаны, а тут «революция это я!», тоже мне людовики безномерные.
Напоследок о германских деньгах для революции. Моменте, жутко возмутившем многих и многих. Как же, где доказательства! Даже в то время их не предоставили! Вот что я вам скажу. Практически уверен – большевики брали любые деньги, которые им предлагали. Смотри выше – профессиональным революционерам плевать на мораль, этику, патриотизм, веру, родину. Их интересует только мировая революция. Копытное с рогами и вилами «бабусики» принесло? Давайте его побыстрее сюда. Германский агент? Конечно герр шпион, скажем все, что вы хотите услышать, получим пенензы, а потом покажем вам огромную дулю. Потому как дело революции превыше всего. Ауфидерзейн.
Эрго. Мифологический сериал о роли личности, по мотивам реальных событий с качественной ролью Хабенского и неплохим антуражем. А вот примитивизм и упрощение, как и вольное обращение с фактами в актив ему никак не занесешь.
Режиссер: Александр Котт, Константин Статский
В ролях: Константин Хабенский, Ольга Сутулова, Максим Матвеев, Евгений Стычкин, Орхан Абулов, Михаил Пореченков, Сергей Безруков, Сергей Гармаш, Виктория Полторак, Сергей Сосновский, Александр Баргман, Дмитрий Воробьёв (II), Борис Хасанов, Мария Скуратова (II), Артём Быстров