Дрейф под песни Цоя, или Производственные страдания полярников
1985 год. Неподалеку Антарктиды.
Никак не предполагал капитан ледокола «Михаил Громов» Андрей Петров (Фёдоров) к чему приведет обычная, в сущности, встреча с айсбергом. Ну надо же было именно в этот момент выпасть за борт одному из подобранных с зимовки полярников!
Пришлось изрядно рисковать, организовывая спасательную операцию. В результате и судно помял, и во льдах застрял, и дал повод хитрому старпому Анатолию Еремееву (Барабаш) настучать в Москву о cвоих ошибках.
В центре к радиограмме прислушались, и решили сменить рулевого прямо в рейсе. На корабль вертолетом прибывает пожилой и замкнутый Валентин Севченко (Пускепалис).
Именно ему предстоит возглавить команду во время долгого, 133 дневного дрейфа. Дрейфа, поставившего экипаж ледокола на грань между жизнью и смертью.
Картина основана на реальном дрейфе ледокола «Михаил Сомов» (известный полярник). Вот только в истории «Сомова» никакой смены капитана и бунта не было и в помине, и Родченко (прототип Петрова) возглавлял экипаж (часть которого благополучно эвакуировали вертолетами) на протяжении всего ледяного плена.
В советское время героические полярники были одними из самых популярных людей в стране. Наравне с космонавтами, ей богу. В последние годы о покорителях ледовых просторов подзабыли, но детские воспоминания никуда не делись. И когда появился фильм, вплотную примыкающий к полярной теме, пропустить его мне не позволила совесть. Это даже при том, что главную роль тут опять исполняет основной конкурент Козловского в борьбе за сердце современного зрителя — Пётр Фёдоров, ставший одним из самых модных российских актеров. Они с Данилой почти ноздря в ноздрю идут:
2013 — Козловский «Легенда №17» ( обзор тут http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/ ), Фёдоров – «Сталинград» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/сталинград-2013-рецензия-обзор/ ).
2014 — Козловский — «Дубровский» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/дубровский-2014/ ), Фёдоров – «Беглецы» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/беглецы-2014/ ).
2016 – Козловский «Экипаж» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/экипаж-2016-лебедев-козловский/ ), Фёдоров – «Дуэлянт» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/дуэлянт-2016-федоров-машков/ ).
И вот, наконец, «Ледокол».
Лента неровная и изрядно затянутая, но местами снятая на хорошем уровне и берущая за душу.
Сперва о недостатках.
Абсолютно излишний двухчасовой хронометраж, заполненный бытовухой дрейфующего корабля. Современные режиссеры, похоже, абсолютно разучились показывать характеры героев яркими, короткими мазками. Им подавай длинные, многоминутные полотна, разжевывающие мысль по многу раз, и буквально заталкивающие ее зрителю в рот. Хомерики, к сожалению, исключением не стал. Все очень плавно, долго, неторопливо.
Это при том, что действия в картине, раз-два и обчелся. Первая встреча с айсбергом, спасение полярника да финальные 15 минут. По большому счету – все.
Да и со злобным кгбистом постановщики малехо перегнули палку, как на меня. Абсолютно мутная интрига: «признает вину, не признает», на кой Москве это вообще нужно? Со строжайшим радиомолчанием тоже перебор. Враг, конечно, бдит, но не до такой же степени. В реальности, как вы помните, и вертолеты были, и связь.
Картинка периодически хороша, особенно когда сверху начинают рушиться ледовые глыбы, но однообразна. Изюминку во льдах (тем более, полностью искусственных) оператор находит не всегда. Будет откровенными, Север позволяет создать гораздо более впечатляющие кадры (особенно на натуре, а не среди искусственного льда и снега, доказано National Geographic).
Опять же выделяется первая встреча с айсбергом. Только не совсем понятно, зачем Петров вел корабль настолько вплотную к нему? Это исключительно для нагнетания напряжения, или есть разумное объяснение?
Часть сцен картины снимали на атомном ледоколе-музее «Ленин» в Мурманске, а подготовка к съемкам заняла несколько лет.
Особым саспенсом «Ледокол» тоже не похвастается. Все те же три уже упомянутые сцены, да кое-что по мелочи, типа падения капитана в пещеру да сжатие льдов (хотя насколько я знаю из-за яйцеобразной формы днища, проблем у корабля было бы не так много, как показывают в фильме).
Остальное время занимает производственная драма о бытовой жизни экипажа, в которой выделяются буквально пара образов, остальные же сливаются в однородную массу, получая максимум пару секунд славы.
Кстати, о фильмах-катастрофах (именно так позиционировали «Ледокол»), жанре, буквально переполненном экшеном и напряжением. Лента Николая Хомерики что угодно, только не фильм-катастрофа.
Причем сверкают отнюдь не два капитана. Фёдоров как всегда мужественно-непререкаем (намекните ему кто-нибудь, что образы строить можно и по-другому). Пускепалис чуть более разнообразен, но тоже скучноват.
Запоминаются три других персонажа. Старпом Анатолий Еремеев (Алексей Барабаш). Шикарный, подловатый, интеллигентно-пижонистый карьерист, причем с развитием образа и изрядными внутренними изменениями. Второй помощник капитана Банник (Виталий Хаев) – грубовато-простоватый, порой нарочито, постоянно сыплющий плоскими остротами, стилистическими и языковыми ошибками, при этом надежно-уверенный в себе и команде. И конечно, пилот вертолёта Николай Кукушкин (Александр Паль). Этот немного отмороженный поклонник Цоя стал самым ярким образом ленты. Хотя самое забавное, что поначалу он мне абсолютно не понравился и казался изрядно переигрывающим лицедеем. Но потом… Без него было бы на порядок скучнее. Да еще, пожалуй, примкнувший к ним Шепил…, тьфу ты, потерявший голос Цимбалистый (Александр Яценко).
Но при всех недостатках ленте удалось зацепиться за холодную, унылую атмосферу дрейфа. Пусть утрированно, антуражно, но напомнить обстановку последних лет жизни Союза. Подарить зрителю пару хороших образов, несколько напряженных сцен и дать почувствовать ураганный северный ветер, холод снегопадов и величие льдов. Далеко не в полной мере, но дала.
Пускай не все получилось, но за попытку спасибо.
Эрго. Чересчур затянутая и изрядно перекошенная в производственный роман попытка вернуть тяжелую, опасную, но такую родную романтику Севера. Местами «Ледоколу» удавалось поймать атмосферу дрейфа и бескрайних ледовых просторов, а также подарить нам пару интересных персонажей. Научиться бы еще снимать сжато, наполнено и ярко – стало бы совсем хорошо. Правда, это относится не только к российским режиссерам.
Режиссер: Николай Хомерики
В ролях: Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Смирнова (II), Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев, Алексей Барабаш, Дмитрий Муляр, Артур Чиргадзе