28 панфиловцев, 2016

kinopoisk.ru

Геройская рота, или Погружение в кровавый ноябрь

Ноябрь 1941 года. Начинается второй этап операции «Тайфун». Немецкая армия рвется к Москве. В районе Дубосеково держит оборону 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова. 16 ноября 1941 в бой вступает 4-я рота этой дивизии. Рота, бойцы которой в этом бою навеки впишут свои имена в историю.

 

Был ли подвиг 28 панфиловцев, таким как было принято его описывать в советское время, или это миф, выдуманный для поддержания боевого духа, по большому счету не важно. Факт в том, что в результате этих боев фон Бок не смог пробить советскую оборону на Волоколамском направлении, и перебросил свои войска к Ленинградскому шоссе. И в том, что бойцы дивизии сражались героически. В этом никаких сомнений нет, чему есть никем не оспариваемые документальные подтверждения. 

А теперь вернемся к кинематографу. «28 панфиловцев» 2016 года войдут в историю кино как минимум благодаря тому, как были собраны деньги на эту ленту. Использование краудфандинга (фактически хождение по миру с протянутой рукой), последующий выигрыш гранта от Минкульта России, участие Минкульта Казахстана, не преминувшего покорчить создателям ленты козью морду, подключение игровой компании. В общем, о финансировании картины можно снимать отдельный, полноценный триллер со счастливым концом.

Причем, что радует, все усилия оказались не напрасными. Фильм вышел весьма неплохим, хотя и не без недостатков.

В первую очередь хочется отметить тщательное воссоздание того непростого времени, не в последнюю очередь благодаря активному участию в подготовке к съемкам реконструкторов и музейных работников.

Реквизит и форма бойцов Красной армии, полученная от разнообразных музеев, минимум компьютерной графики, активное использование тщательно воссозданных моделей танков, натурные и комбинированные съемки, сделанные хорошим оператором. К результату не придерешься. Вы как будто окунаетесь в ту самую морозную зиму 1941 года, становясь полноправным участником событий.

Занесенные снегом леса, не поддающаяся под лопатой промерзший грунт, тяжесть противотанкового ружья, комья земли, сыплющиеся на голову после взрывов, оглушающее безумие долгого артобстрела, песок, скрипящий на зубах, кровь, хлещущая из шеи раненного товарища, смерть друзей, дикая, вяжущая руки усталость.

Причем начинается введение зрителя в пространство фильма постепенно, и довольно аккуратно. Общее шапочное знакомство с бойцами роты, их обучение противотанковым тонкостям, тщательная подготовка и оборудование позиций (жутко редко показываемая в кино процедура), первый бой, и только потом кульминационное сражение на оставшуюся половину фильма.

Причем к сражению опять же претензий минимум (за исключением разве что поразительной индифферентности к собственным жизням немецкой пехоты). Автоматные и пулеметные очереди, бесконечная стрельба, разрывы снарядов, клубящийся, разъедающий глотку дым, грязь, намертво въевшаяся в лицо, спасительные окопы и траншеи, надвигающаяся железная громадина танка,  судорожные поиски боеприпасов, ожидание смерти.

Боевая часть ленты на высоте.

По большей части вменяемыми вышли диалоги, особенно в исполнении простых бойцов. Если у комбата или у политрука проскальзывают в речах штампованные пропагандистские обороты (и все равно их поменьше, чем в остальных военных лентах), то рядовые стрелки общаются между собой вполне живо и непринужденно. Сценаристу – зачет.

А вот полное отсутствие матерных оборотов (нет, один раз все-таки мягкую нецензурную лексику использовали) смотрится несколько странновато. Так и вспоминается диалог двух военных: «Рядовой Иванов, вы разве не видите, что на голову вашему товарищу капает расплавленное олово?», м-да. Да и казахо-киргизов чересчур многовато (пускай даже по официальной версии пятеро из 28 героев носили восточные фамилии). Да, я помню о денежном участии в съемках казахского министерства, и о составе дивизии Панфилова, спасибо.

Но особенно резанула глаз финальная пулеметная кода. Очень уж по-киношному выглядело это решение постановщиков, что на фоне вполне достоверной и реалистичной битвы смотрелось притянутым за уши.

И заканчивающиеся патроны озадачили – совсем недавно на позициях была почти полная рота, и куда позвольте спросить подевалось их оружие и боезапас?

Да и слабое раскрытие персонажей я при всем желании не могу отнести к плюсам фильма. Даже если это было осознанное решение режиссера, стремящегося показать общую геройскую солдатскую массу, всего три хоть как-то обозначенных характера (политрук, Москаленко и сержант) маловато для полнометражной ленты.

А вот идеологический посыл картины – вполне на уровне. Начиная от размышлений о родине и отечестве, и заканчивая свежей для того времени идеей, что умирать за родину не нужно, за родину нужно жить.

Если подытожить – у «28 панфиловцев» плюсов оказывается гораздо больше, чем минусов, и весьма приятно, что в современном кинематографе отныне есть еще один качественный фильм про войну, тем более появившийся на свет «не благодаря», «а вопреки».

Эрго. Адекватная военная лента с хорошей реконструкцией событий, атмосферным реквизитом, убедительным сражением и неплохими диалогами. Характеры бы раскрыть поболе, да «пулеметную» сцену выстроить чуть по-другому, было бы вообще хорошо. Но и так ребятам-постановщикам за фильм большое спасибо.

Режиссер: Ким Дружинин, Андрей Шальопа

В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: 28 панфиловцев, 2016

  1. Японский городовой говорит:

    А в советских военных фильмах было много матерных оборотов? Разве в этом фильме они нужны? Так же как сцены секса, кровавого Сталина, заград отрядов НКВД. Фильм о другом, вообще-то.
    Кстати, ни одного Красного Знамени в фильме тоже нет. Совпадение? Не думаю!(с)

    • Аноним говорит:

      С матом поддерживаю и ещё не понятны придирки по поводу пулемётной концовки, надо было по чуть чуть стрелять?Или с другим выражением лица?И по поводу отсутствия боеприпасов, это как, у носа немцев лазить по позициям и шмонать павших своих и немцев в поисках оружия?

      • Imra говорит:

        «Пулеметная концовка» выглядит откровенным голливудским приемом, который во вполне реалистичном фильме смотрится неуместно. ПО второму вопросу — конечно лазить по позициям, конечно шмонать и своих и чужих и нейтральных — тогда не пришлось бы со зверским выражением лица стискивать в руках штыки, дожидаясь когда тебе пустят пулю в лоб (или решат спасти приемом из голливуда)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.