Райский пончик для зажиточных блаженных душ или Макс Борн против космических олигархов
Будущее оказалось не особо радужным. Даже войны и эпидемии не смогли справиться с извечным людским инстинктом размножения. К 22 веку земля оказалась перенаселена по самое не балуйся. На нашей прекрасной планете становилось неуютно.
Лучшие умы взялись за решение проблемы. И выход был найден. Правда, не для всех. А только для тех, кто смог выложить кругленькую сумму. Эти счастливчики переезжали в «обитель душ блаженных» — космическую станцию Элизиум. Там их ждал чистый, незагрязненный воздух, неиспорченная природа, просторные дома и, главное, медицинские аппараты, способные в считанные минуты излечить практически любую травму или заболевание.
Оставшиеся на земле объявлялись даже не людьми второго сорта. Они фактически становились рабами, живущими под надзором полицейских роботов-дронов в лагере размером с планету. И только изредка с небес спускались шаттлы с начальством, приглядывающим за производством.
2154 год. Лос-Анджелес. Жизнь Макса Да Коста (Дэймон) как и многих миллиардов, не попавших в граждане «обители блаженных», сладкой не назовешь. Приют. Кражи по малолетству. Банда угонщиков. Тюрьма. Выход на волю. Еще одно условное осуждение. Работа на заводе по сборке дронов.
Но это оказались еще цветочки. После несчастного случая на работе, даже такого существования Да Косте остаются считанные дни. Единственным местом, где Макс может спасти свою никчемную жизнь, становится медкапсула Элизиума.
Имя канадского режиссера Нила Бломкампа прогремело в 2009 после «Района №9». Картина, развившаяся из короткометражки «Выжить в Йобурге», произвела фурор, взорвав шаблоны, связанные с пришельцами. При 30-ти миллионах бюджета «Район» собрал $210 808 264, и все с нетерпением стали ожидать следующую картину свежей знаменитости.
Ожидание растянулось на четыре года. Съемки нового фильма проходили в Мехико (Лос-Анджелес 2154) и Ванкувере (Элизиум), начавшись еще 25 июля 2011. Бюджет составил $115 000 000, а на главную роль, с какого-то перепугу, рассматривали кандидатуры рэперов Ниндзя и Эминема (?!!). Лишь после их отказа обратившись к Мэтту Дэймону.
Скажу сразу, Elysium оставляет очень странное впечатление. Такое впечатление, что режиссер (которые еще и сценарист картины), завороженный идеей пагубности расслоения человечества (в слегка закамуфлированном виде уже обсосанной в «Районе №9»), позабыл обо всем остальном.
Поклонников Нила успокою, фирменный, брутальный Бломкамповский трущобный стиль показа «верхов лос-анджелесского дна» на месте.
Картинка тоже особого отвращения не вызывает (но и восхищения тоже, тем более, что особыми спецэффектами нас не порадуют). Красивенькая, прилизанная «обитель душ блаженных в форме пончика», и полуразваленные города Земли, наполненные полицейскими дронами, голодными, больными детьми и приблатненной шпаной. Забавные варианты вооружения (типа калаша с патронами объемного взрыва), старенькие шаттлы мигрантов и новенькие граждан Элизиума, живенько снятые драки (количество которых можно без труда пересчитать по пальцам одной руки).
Но то, что создатель сделал со своим миром с точки зрения здравого смысла, не налазит ни на какую голову. Фильм гордо займет призовое место среди наиболее нелогичных картин всех времен и народов. Почему! Ну почему они все чаще идут по пути наименьшего сопротивления, напрочь отключая мозги, при работе над проектом!
Настолько нежизнеспособного образования, как Элизиум я не видал уже давно.
Это ж надо, настроить против себя миллиарды народа внизу и не позаботится о качественной защите собственного дома. Наклепать тучу дронов, и ни одного корабля, прикрывающего станцию со стороны Земли (о чем речь, если шаттлы приходится сбивать ракетами с планеты!!!). Не говоря уже о хоть каких-то стенах или энергетических полях, с шлюзами/причальными воротами. Кстати, почему с этого открытого всем ветрам пончика, воздух не улетучивается в космос?
Про пресловутое вундерваффе – экзокостюм я промолчу, уже и так простебались все кому не лень.
Также неясно, почему они вцепились в свои медкапсулы и не устроили из доступа к ним захватывающую лотерею, занявшую жителей земли лет эдак на 100?
И самое гениальное решение (наверно они поголовно тайные поклонники Саурона) – создать и оставить в частных руках Кольцо Всевластия, способное полностью подорвать основы бытия.
Все это усугубляется политическими чварами и гнилой либеральной интеллигенцией у власти.
Сколько-сколько говорите, просуществовал Элизиум? Дней или часов?
И вот на таком, мягко говоря, зыбком и потрескавшемся льду-основании, слабо подходящем уже для детей младшего школьного возраста, нам пытаются построить серьезную, где-то даже трагическую историю. О равенстве и братстве. О любви и взаимовыручке. О том, что есть нечто сильнее смерти.
А история, проваливаясь сквозь тающий лед, и пуская пузыри, уходит на дно. Потому что нельзя на фундаменте сказки для малышей пытаться возвести небоскреб. Рухнет.
Вдобавок Бломкамп собрал очень неоднозначный каст. Слава богу, идея с рэперами благополучно канула в лету, но и из вполне профессиональных актеров, на твердую четверку справился самый малоопытный из них. Шарлто Копли, на счету которого всего пяток полнометражных работ, создал своего наемника, агента М. Крюгера, по крайне мере с душой. Парень долго изучал реальных бойцов из батальона «буйволов» армии ЮАР, и пусть у Крюгера крыши нет как класс, в этот персонаж веришь.
Почетное второе место присуждаем старой доброй Джоди Фостер и ее министру обороны Джессике Делакур. Тоже фанатичка еще та, но в ней чувствуется стальной стержень, осознание ответственности за своих рафинированных граждан и уверенность в собственной правоте. Тем нелепее смотрится финальное решение режиссера по поводу этого персонажа. Ага, щас. Так бы она тебе и пошла туда одна-одинешенка. Держи карман шире.
По поводу главного героя сказать особо нечего. Мэтт Дэймон вообще лицедей с весьма ограниченным диапазоном, и здесь ничего нового он нам не покажет. По большому счету тот же Борн, только вид сбоку. Причем по идее Макс Да Коста меняется по ходу картины. Гопник, сперва думающий только о себе, со временем начинает заботиться о других. Но отследить эти изменения по актеру довольно сложно. Держит себя Мэтт одинаково на протяжении всей ленты.
Помимо этих трех работ можно вспомнить разве что забавного гангстера Паука (Вагнер Моура). Такой себе мальчик из хорошей еврейской семьи. Еще и с палочкой. А глянь-ка – криминальный авторитет! Нет с этим миром явно не все в порядке.
Тем, кто постоянно сравнивает ленту с «Джонни мнемоником» скажу, что мне Элизиум гораздо больше напомнил свежее «Вспомните все». Те же страдающие рабочие, похожие дроны, почти столько же гигантских дыр в сюжете.
Эрго. Построенный на зыбучем песке и неустанно в него погружающийся псевдо фантбоевик, активно переживающий за угнетенный народ, и посему со страшной силой ему подыгрывающий.
Тщательнее надо подходить к роли демиурга, тщательнее. А то скоро дети из подготовительной группы детсада будут задавать неудобные вопросы по поводу дебилизма происходящего на экране.
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер, Карли Поуп, Майкл Шэнкс, Талиса Сото