Полет Зеленого Змия, или Антиалкогольный рейс
Уильям Уитакер (Вашингтон) любил летать. Чувствовать в руках штурвал многотонной машины. Парить в неимоверной высоте, где летают лишь ангелы господни. Преодолевать огромные расстояния за относительно небольшой промежуток времени. Заботиться о сотне жизней, зависших в стальной коробке.
А еще Уил был не дурак выпить. И нюхнуть кокаину.
Летать ему это не мешало. А иногда даже помогало.
Особенно в последнем рейсе, который мог закончиться гораздо более печально.
Сперва его сочли героем. Однако потом информация об измененном сознании Уильяма выплывает наружу, и ситуация начинает меняться.
Оказывается, американцы не доверяют пилотам, садящимися за штурвал в отличном от трезвого состоянии.
И теперь абсолютно непонятно чем все закончится для капитана Уитакера.
Лишением лицензии пилота и тюремным заключением. Или пониманием и принятием себя.
Фильмы-катастрофы – благодатный раздел кинематографа, имеющий толпы поклонников. Однако Flight принадлежит к этому адреналиновому жанру очень условно, посвящая аварии лишь неполный десяток минут.
Кстати, прямой перевод ленты – «Полет», и попытка приманить русскоязычного зрителя аллюзией на картину Митты в данном случае абсолютно не уместна.
Фильм Земекиса не об отваге самоотверженных пилотов, спасительном людском гение или борьбе с судьбой или стихией.
Он о борьбе человека с самим собой. Со своей слабостью и желанием уйти от реальности. С одним из худших зверей, столетиями губящих лучших представителей человечества.
Алкоголь, да еще и под руку с наркотой – мощнейшее средство эскапизма, позволяющее ощутить многообразие мира, убежать от проблем, поднять самооценку, став ненадолго мудрым и сильным.
Вот только это все обман. Вдобавок убивающий вас день за днем.
О вреде веселящих препаратов твердят людям, начиная с самого их детства. Решил внести свою лепту и автор «Форрест Гампа», «Контакта» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/контакт-contact-1997-foster/ ) и «Живой стали» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/живая-сталь-рецензия-обзор/ ).
Причем сделал это довольно мастерски, хотя и не без перегибов на местах.
Вначале лента не тычет зрителю в лицо худшие свойства алкоголя. Даже наоборот, возникает стойкое впечатление, что именно зеленый змий, нюхнувший coca, а не мастерство Уитакера творит чудеса с самолетом.
Зато потом все становится на свои места. Ежеминутная тяга к бутылке, разваливающая жизнь на части. Бесконечная паутина лжи. Окончательная потеря семьи. Неостановимое саморазрушение, когда все меркнет по сравнению с необходимостью выпить.
И все эти непременные элементы алкоголизма в шикарном исполнении Дензела Вашингтона («Рикошет» http://perekat.kiev.ua/рикошет-ricochet-1991/ , «Багровый прилив» http://perekat.kiev.ua/багровый-прилив-рецензия-обзор/ , «Маньчжурский кандидат» http://perekat.kiev.ua/маньчжурский-кандидат-the-manchurian-candidate-2004/ , «Дежа Вю» (http://perekat.kiev.ua/deja-vu-washington-дежавю-вашингтон-2006/) «Код доступа «Кейптаун» http://perekat.kiev.ua/код-доступа-кейптаун-рецензия-об/ , «Два ствола» http://perekat.kiev.ua/два-ствола-2-guns-2013/ , «Великий уравнитель» http://perekat.kiev.ua/великий-уравнитель-the-equalizer-2014-рецензия-об/ ), в одиночку вытягивающего фильм, создавшего потрясающе наполненный и живой персонаж.
Капитан Уильям Уитакер. Мальчишка, влюбленный в небо. Молодой пилот. Муж, отец. Сильный. Ироничный. Талантливый. Великолепный летчик. Человек достигший всего. И своими руками это все разваливший. Бутылка. Развод. Ненависть сына. Одиночество. Бутылка. Замкнутый круг, выбраться из которого сложнее, чем человеку без технических приспособлений подняться в небо.
Смятение. Попытки «завязать». Гнев. Обреченность. Трясина, затягивающая все глубже. Неспособность противостоять жажде, по сравнению с которой вампирские страдания кажутся проблемами сытого ребенка, которому не купили на десерт конфетку.
Дензел шикарен. Как почти везде. Мимика, жесты, взгляд. Закономерная номинация на Оскар и Золотой глобус. Правда шансов против Дэниел Дэй-Льюиса, в том году вернувшего американцам Линкольна (обзор тут http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ) не было ни у кого.
Кроме главной роли Flight также может порадовать зрителя ядреным коктейлем из катастрофы, психологической и судебной драмы, и даже своеобразного детективо-триллером.
Парой кинематографично шикарных сцен, выделяется из которых сага о мини-баре в гостинице.
И, конечно, Джоном Гудманом с его фееричным наркоторговцем Мэйсом.
Но, к сожалению, не обошлось без патетики и логических «косяков».
Люди, выжившие благодаря Уилу, узнав о его проблеме, каменеют лицом и начинают всячески порицать.
Чудо, сотворенное капитаном, тут же меркнет для них на фоне ужасного «обмана доверия». Мол, как ты посмел заниматься спасением, параллельно злостно нарушая законодательство?
Сам Уитакер чересчур уж пофигистичен и слишком нагло преступает все общественные нормы, устои и уложения законопослушного американского общества. Да и его изменение в конце смотрится изрядно натянуто. Как говориться, «ничего не обещало».
Завершение сочится патетикой, и вызывает в памяти благостные воскресные собрания религиозных общин.
Зато в финале Земекис обошелся без непременного ухода взявшихся за руки счастливых героев в закат.
И то хлеб. Проблема, поднятая в фильме чересчур серьезна, чтобы подходить к ней со стандартным голливудским финалом.
Эрго. От души смешавшая жанры лента, об одной из серьезнейших проблем человечества. Поклонникам Вашингтона и разговорных драм смотреть смело. Остальным может стать скучновато.
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Дензел Вашингтон, Келли Райлли, Брюс Гринвуд, Дон Чидл, Джон Гудмен, Тамара Тюни, Брайан Джерати, Мелисса Лео, Надин Веласкес, Майкл Бисли, Гарсель Бове, Рави Капур, Дилан Кассман, Уилл Шеррод, Картер Кабасса, Адам Чизельски, Бони Янагисава, Адам Томей, Дэйн Девенпорт, Джон Кроу, Томми Кэйн, Джеймс Бэдж Дэйл, Филип Павел, Пьерс Морган, Питер Герети