Любил, знаете ли, князь Лев Сергеевич Голицын пешие прогулки. Их многие любят, но не многие при этом являются основоположниками русского виноделия в Крыму и представителями одного из древнейших дворянских родов России. Так вот, гулял однажды князюшка, гулял, и пригулял аккурат к подножию горушки Коба-Кая, как раз замыкающей Зеленую бухту, на берегу которой разместился поселок, на тот момент еще называющийся Парадиз.
И осерчал князюшка на горушку татарскую. «Ужо я тебя!»
Как махнул шуйцею, а потом еще десницею! Расступилась горушка бусурманская, силушки богатырской испробовав…
Как-то так.
Как-то так было веке эдак в 5-м. Или 6-м. Но на дворе цвело и пахло просвещенное 20-е столетие, а конкретнее 1912 год. Посему наш князюшка просто дал бабла мужикам с кирками. И те, чтобы Лев Сергеевич особо не утруждал себя маханиями шуйцами, а тем более десницами, аккуратненько соорудили в массивах известняка Коба-Кая, на высотах 30-50 метров над морем, тропу, длинной практически 5,5 километров. И нарекли ее… правильно дети, «Тропой Голицына». Ну не тропой же «мужиков с кирками» называть. Неблагозвучно как-то.
А тут еще Николашка пожаловал, пятой своей царской по тропке-то пошествовал. Снизошел, так сказать (Парадиз заодно в Новый Свет переименовал). И стала та тропа местной достопримечательностью, наравне с Царским пляжем (в котором оный Николашка аж один раз телеса мочить изволил).
Да что это мы все о преданьях старины глубокой. Ведь тропа действительно достойная. Зайти на нее можно с любого из двух концов. Один — на пляже Зеленой бухты (идите за «белым кроликом», то бишь за надписями). Другой — соответственно возле можжевеловой рощи. Стоит прогулка все те же магические для Крыма сезона 2012-го 30 гривен. Для желающих сэкономить, есть возможность зайти со стороны кладбища, а потом поднырнуть под бревна, отмечающие пределы тропы. Теоретически возможно, на практике не проверяли.
Мы заходили со стороны бухты. Красиво, приятственно. Только дико раздражает народ, медленно тянущийся навстречу. А это, заметьте, середина сентября. В сезон тут, похоже, не протолпиться.
Довольно скоро выходите к Шаляпинскому гроту – естественному, выбитому в скалах морскими волнами. Тут Лев Сергеевич Голицын любил устраивать посиделки с вином и музыкой. По слухам здесь пел лично Шаляпин (отсюда и название). В глубине грота была расположена эстрада для музыкантов, а за нею — отверстие в стене, ведущее в одно из винных помещений. У внутренней стены сохранились ниши (более чем на 14 тысяч бутылок), в ячейках которых Голицын хранил коллекционное вино. По легендам грот соединялся тоннелем с подвалами завода шампанских вин. Удобно. Чего «за еще» кругаля давать.
Основное впечатление – мощно. Силы природы, блин. Эк вода камень то поточила. Из забавного. Грот оккупировали два натуральных негра, в полосатых юпко-кальсонах и банальных шлепанцах. Они всяко выплясывают перед обалдевшими отдыхающими под ламбадные напевы и не прочь получить за это малехо деньжат.
Интересно, Голицын в гробу не ворочается? После Шаляпина такое?
Дальше тропа ведет к Синей бухте. Бухта как бухта. Камня много. Среднего. Для купания прямо скажем не фонтан.
После выходим к мысу Капчик. Внизу можно лицезреть тот самый Царский пляж. Сам пляж наглухо закрыт невнятными пятнистыми пацанами. Типа угроза обвалов. При этом 20 метров влево/вправо от золотого песочка – и народ вполне спокойно загорает на валунах.
Отсюда три пути.
Можно сходить на сам Капчик, окинуть взором окрестности (Сквозной грот все равно закрыт). Либо попытаться спустится вниз к пляжу, либо законопослушно чалапать дальше по тропе.
Втекающей тем временем в можжевеловую рощу. Роща это нечто. Вас окутывает смешанный аромат можжевельника и сосны, разносимый легким морским ветерком. Дышите глубже, такой воздух встретите нечасто, даже в Крыму.
Но есть нюансы. Всюду возникают грозные таблички «За ограждение не выходить», оставляя для прохода метра полтора-два утоптанной дороги, огороженной бревнами, за которыми виднеется основной массив рощи. Логика понятна, но все же чувствовать себя стадом в загоне как-то неуютно.
Акустика Шаляпинского грота. Плеск волн в Голубой бухте. Свист ветра, прилетевшего со стороны Судака. Сероватые глыбы Коба-Кая. Скользкие от десятков и сотен тысяч ног, камни под подошвами. Крик чайки над Царским пляжем. Запах можжевельника. Воздух и простор.
Все это тропа, бегущая вдоль новосветских бухт. Тропа, названная Голицынской
Первый рассказ о Новом Свете читайте http://perekat.kiev.ua/?p=1630
Третья серия рассказа о Новом Свете http://perekat.kiev.ua/?p=4185
.