Фея,  2019 — рецензия (обзор)

Ну, тогда нафеячь.

Вспышка близнецового пламени, или Каким путем двинем, товарищи?/Попала лапа в Колесо – пищи, но беги

Евгений Войгин (Хабенский) – циничный владелец компании Интергейм, создающей виртуальные игры, мог быть доволен своей жизнью. Успешный бизнес, преданные сотрудники, скоро третью часть популярной игры «Коловрат» выпускают. Правда с женой развелся, и дочь-подросток молчит как красный партизан, игнорируя все отцовские расспросы. Но то такое – детский выпендреж, перерастет.

Однажды ночью в городе происходит жестокое убийство, видеосъемку которого, сопровождаемую характерным жестом из «Коловрата», преступники выкладывают с сеть.

А на следующее утро Женя встречает девушку, заставившую его задуматься о реинкарнациях и сродстве душ.

И о том, что возможно, он делает в этой жизни что-то неправильно.

 

Любопытное размышление о современности, обществе и путях движения человечества в будущее вышло у режиссёра, сценаристки и продюсера Анна Меликян. Привлекающее внимание в первую очередь именем Константина Хабенского («Адмиралъ», «Небесный суд», «Белая гвардия», «Географ глобус пропил», «Метод», «Коллектор», «Время первых», «Троцкий», «Селфи», «Собибор») – одного из лучших современных российских актеров.

Актуальных для нынешнего общества тем постановщики подняли с лихвой.

-Виртуальные игры с полным погружением и жизнь онлайн, как социальный феномен, удобный для государства. Ведь человек, живущий в реальном мире — опасен для державы, «ему слишком много надо».

-Влияние компьютерных игр на повседневную жизнь, возможная культивация ими жестокости, силового решения проблем.

-Фашистские, а точнее нацистские веяния среди молодежи, соединившие звериную агрессию с идейной платформой борьбы с иммигрантами, геями и прочими «не такими как все». «Славянский фашизм», опирающийся на компьютерную игру. Взявший из повествования о защитнике отечестве лишь красивый жест, да насилие, как инструмент. Вместо благородной защиты слабых, использующий самые низменные качества человека. Стайность. Нападение толпой из-за угла. Жестокость. Ненависть. Неприятие. Необоснованную агрессию. Жажду власти.  Чувство собственной значимости. Гордыню. Подлость. Трусость.

-Протестные настроения, набирающие силу в среде пассионариев и политически активных слоев населения. Пока, по мнению постановщиков, выглядящие скорее эпатажно, чем действенно. Но то ли еще будет.

-Попытки разобраться в подходах, предлагаемых верой, совместить их с религиозными институтами и обычной жизнью. Бог есть Любовь и Всепрощение. Но как это утрясти с реалиями нашего времени?

До купы вскользь цепляются отношения отцов и детей, первая любовь, завышенные ожидания, разочарование, самоопределение.

Все эти темы переплетаются, взаимодействуют, оказывают серьезное влияние на героев картины.

Вместе с тем, создатели ленты не дают ответа на вопросы «кто виноват и что делать». С одной стороны, по их мнению – протесты даром траченное время. С другой – если не тыкать в лицо обывателю проблемой, он в упор не будет обращать на нее внимания. С патриотизмом тоже есть вопросы. Родину, значит любите, но с нацизмом не перегибайте. То, что бог любовь не забывайте, но в родную милицию вовремя звоните. Тем паче, что с юным шакальем любовь, похоже, не помогает. Тут без омоновских дубинок не обойтись. Какой дорогой дальше идти, непонятно. К любви, или к дубинкам? К акциям, или к беспрекословному послушанию? К агрессивному национализму, махровому православию или толерантности?

Создателям «Феи», если поразмыслить, выходом видится эдакий благородный средний путь. Только он у христиан всегда паршиво получался, это больше «фишка»  буддистов. Хотя пробовать нам никто не запрещает.

Герои на уровне.

Войгин в исполнении Хабенского хорош. Умный мужик, считающий себя гением. Отличный организатор, циник, бабник, использующий и устраивающий любой «хайп» на благо своей конторы («Мы к убийствам непричастны, но не использовать их нельзя»). Чуток возгордившийся, малехо подзажравшийся, самодовольный, испорченный деньгами, ни капли не задумывающийся о духовной стороне жизни. Один его «собирательный образа идеальной женщины» о многом говорит: «появляется только тогда, когда нужно мужчине, улыбается и молчит».

В результате случайной встречи (ах, эти оскалы Судьбы!) этот не слишком симпатичный персонаж начинает всматриваться в вещи, которые раньше лишь безоглядно пользовал. Красоту картин и глубину икон. Обводы храмов и ощущение родной души рядом. Дружбу и заботу. Открывает некие невозможные вещи, типа реинкарнации (ну или думает, что открывает). Понимает, что даже «лучшие в стране компьютерные игры» это далеко не максимум людских возможностей.

Отличная эволюция образа. Стоит отдать должное постановщикам: клюквенного и радикального преображения героя, напрашивающегося в заданных условиях, они избежали. Уже за это – большой респект.

Вторая  сторона дуэта Татьяна (Агеева), на фоне маститого партнера почти не теряется.  Полная энергии, вечно улыбающаяся, позитивная, не закрывающая рот, не слишком умная и не суперкрасивая девушка. Вместе с тем добрый, душевный человек «с большим сердцем», способный открывать горизонты, показывать возможности, подталкивать к свершениям. А для Евгения — натуральное «близнецовое пламя». Кстати, эти отношения отнюдь не подразумевают романтической стороны, скорее наоборот. Натуральная Фея – воодушевляющая, помогающая, даже у смерти отмолить способная.

Хватает в ленте, как вы уже поняли, прекрасных икон, величавой тишины храмов, размышлений о Боге и Вере. А к Андрею Рублеву (да и к другому Андрею более позднего времени) постановщики почти всю ленту расписываются в искреннем уважении, почтении и любви. Тут не поспоришь – заслужил.

Любопытно на этом фоне смотрятся вставки из пресловутой игры «Коловрат», отвечающие в фильме за спецэффекты. Игры, полностью созданной для виртуальности – со шлемом, тактильными перчатками, позволяющими рубить супостатов, картинкой, совмещающей 3-d графику с реальными храмами, иконами.

Время от времени постановщики переносят игровые приемы в реальный мир. В волнительные моменты используется метод съемки дрожащей ручной камерой прямо из-за плеча героя, неестественное, скользящее его движение (здравствуй, тележка). Добро пожаловать в игру!

Отдельное спасибо за «космический» способ взгляда на собственные проблемы. Отлично дополняет мантру «Да пошло оно все…!».

Эрго. Небезынтересное размышление о виртуальности, фашизме, толерантности, политических активистах, вере… Об обществе и современности. Хабенский на высоте, партнерша каши не испортила. Местами затянуто (как, к примеру, в жутко длинной сцене чтения по-старославянски), но, в общем – зачет.

Режиссер: Анна Меликян

В ролях: Константин Хабенский, Екатерина Агеева, Ингеборга Дапкунайте, Никита Еленев, Александра Дишдишян, Тинатин Далакишвили, Мария Шалаева, Владимир Мишуков, Павел Ворожцов, Юрий Борисов (II)

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.