Ой вэй! Вы еще-таки не были в Бердичеве? И шо ви сибе думаете?! Гиде была ваша голова? Какой шлемазл в школе вещал вам за географию? В ваши годы не ступить на землю Волынского Иерусалима! Ой вэй, молодой человек, вы таки ничего не понимаете за жизнь. Ну так слушайте, я вам расскажу!
К сожалению, такой веселый хасид нам в юности не встретился, и посему до стольного града Бердичева я добрался только на исходе своего третьего десятка. Дорога от Киева не сложная, но нудноватая – 2-15, 2-30 часа. Последний из которых еще и трясет изрядно. Доехать можно маршруткой от метро Житомирская (билет 50 грн.), ходят каждый час до 17, или електрухой всего за 14 с копейками, график надо уточнять.
Расположен Бердичев на реке с милозвучным названием Гнилопять, в 43 км к югу от Житомира.
Первое известие о городе встречается в 1320 году, когда эти земли Великий князь Гедимин подарил семье Тышкевичей. По некоторым источникам название город получил в начале 14 века в честь ордынского царевича Бердыча (Берды-бека), сына царя Озбяка.
Потом были нашествия татар, практически полное уничтожение и возрождение из пепла подобно легендарному Фениксу.
В 1593 году начинается строительство Бердичевского замка, который в 1630 году тогдашний воевода Киевский Януш Тишкевич Логойский передает в распоряжение монашеского Ордена Босых кармелитов. Дело в том, что Януш неудачно сходил на крымских татар, которые выдали люлей его войску, а самого Тишкевича забрали в полон. Так вот, во время отсидки в зиндане воевода видел сон, в котором он выходил на свободу благодаря молитве неких монахов. Что самое забавное, Логойский действительно вскоре был освобожден, ну а при чем там были монахи одному Янушу (и Богу) известно. Факт в том, что замок (плюс некое село и еще малехо деньжат) Тишкевич действительно передал кармелитам.
В 1648 году город и монастырь кармелитов (экс Бердичевский замок) попадает под раздачу бравых козачков под предводительством Хмельницкого.
Во время польско-козацкой войны Бердичев пришел в изрядное запустение (даже пережив эпидемию чумы).
Согласно переписи 1683 года, в городе осталось лишь 6 облагаемых налогом домохозяйств. В общем подвырезали народец преизрядно.
В 18 веке неубиваемые кармелиты время от времени огрызаясь то от потомков Тишкевичей, то от гайдамаков, продолжают строительство костела в монастыре, которое заканчивается лишь в 1756 году.
С тех пор Бердичевский монастырь Босых кармелитов славится как одна из самых прочных крепостей Европы, имеющая 60 орудий и подземный ход.
К сожалению, мир и благоденствие все никак не наступали. Впереди была осада монастыря русскими войсками во главе с Петром Кречетниковым. И очередная эпидемия Черной смерти.
К счастью, к этому времени Бердичев уже облюбовал богоизбранный народ. Плюс уж очень удачное расположение для города выбрал легендарный царевич Бердыч.
К концу 18 века Бердичев прочно удерживает статус ведущего экономического и культурного центра всего Правобережья с населением почти 5000 человек.
В 1793 году Бердичев присоединён к Российской империи, а в декабре 1845 ему присвоен статус города.
Вплоть до великого октябрьского переворота 1917 его население на 80 % состояло из евреев, на 18 % из поляков, и лишь на 2 % из русских.
Во время второй мировой нацисты в местном лагере смерти расстреляли 38 536 проживавших в городе евреев. Кроме того, на каторжные работы в Германию было вывезено 11,5 тысяч жителей города.
Вот в такой Город-монастырь, по прозвищу Малый Иерусалим лежал наш путь солнечным майским днем.
Городок небольшой, часов за пять-шесть в принципе можно обойти практически все интересные места. Если вдруг потянет воспользоваться маршрутками, еще быстрее, но это не наш метод, ножками-ножками, покататься и дома успеем.
Если вы прибываете маршруткой к местному рынку, то сперва имеет смысл вернуться к старому еврейскому кладбищу (или попросить водилу затормозить прямо возле него), которое находится в самом начале городе, в полусотне метров перед железнодорожным переездом.
Кладбище недействующее и изрядно заросшее бурьяном (за исключением нескольких участков). Помимо обилия непривычных иудейских надгробных камней – мацейв, здесь имеется могила раввина-цадека Леви Ицхак Мейра — одного из основоположников хасидизма, и пяток местных нищих (которые не прочь слупить денежку с прохожих мотивируя это своим тяжким трудом по уходом за кладбищем). По слухам обычно здесь гораздо многолюднее как раз из-за могилы цадика, которой приезжают поклониться разнообразные веселые хасиды.
Дальнейший путь лежит к знаменитому монастырю-крепости (кляштору) Босых Кармелитов. Если от кладбища, все время прямо, на первом перекресте направо. Чтобы получить полное впечатление от сооружения, надобно обойти его полностью (не позабыв про задний дворик) и даже спустится к реке. При наличии времени можно прогуляться на другой берег, откуда открывается интересный вид на это знаковое для Бердичева место.
Облазив кляштор, можно продолжать путь. Двигаться мы будем по ул. Карла Либкнехта, на которой нам встретится памятник-обелиск погибшим во Вторую Мировую, и плита, под которой заложена капсула»Комсомольцам 2018 года от комсомольцев 60-х». Сперва даже засомневались в наличии комсомольцев в искомом году, но затем решили, что комсомольцы, как и кармелиты – бессмертны.
Следом мы увидим Никольский собор — главный православный храм Бердичева. Ниче так, со звездочками. Кстати в Николаеве храм очень похожей архитектуры.
А там и до Костела Святой Варвары рукой подать. Ну того самого где 14 марта 1850 года некий Оноре де Бальзак венчался с графиней Эвелиной Ганской. А вот и памятная доска с мордой лица вышеупомянутого Бальзака. О! И на другой стороне улицы тоже он, но уже в виде бюста.
Так, церкви похоже закончились, время для власти светской. Площадь с местным то ли райкомом то ли месткомом и статуей вождя мирового пролетариата. А Ленин то с украшением! Изящной прихорашивающейся горличкой. Хм, а ему идет.
Впереди нас ждета шикарная каштановая аллея со скамейками, сотворенными из широченного бруса. Всегда думал, что такие только в кабаках ставят, чтобы лавками не махались.
Бердичевский пивзавод. Что забавно сам завод имеется, а вот пенный продукт так и не повстречали.
Некая триумфальная арка, а затем Т-34, в память освободителям города, и собственно вокзал.
Вот так следуя почти по одной магистрали, мы повстречались практически со всеми знаковыми местами Бердичева.
Имея больше времени, можно было пройтись и по боковым улочкам, откуда нам (даже при нашем скоростном марш-броске) кокетливо подмигивали весьма интересные строения.
Ну ничего, даст Бог, еще свидимся.
Город порадовал. Где еще вы встретите меланхоличного овчара, привязанного к дереву, охраняемого толстой дворнягой, с энтузиазмом работающей противоовчароугонной сигнализацией. Тетечек с непередаваемым говором, сохранившемся разве что в сериале «Ликвидация». Редко проезжающие машины, создающие давно позабытое ощущение рая для пешеходов. Избитые ядрами стены кляштора, помнящего еще мощь Литовского княжества. Легкий ветерок над Гнилопятью, смешивающий католические молитвы с пением из православного храма. Ощущение тихой, мирной, неторопливой, но при этом полнокровной жизни, практически полностью утерянное в больших городах. Абсолютно отличный от столичного ритм бытия и понятие расстояний («Да вы, что! Там пешком очень долго, езжайте маршруткой» На самом деле полчаса неторопливым ходом).
В общем, как бы сказал так и не встреченный мной веселый хасид: «Ой вэй, молодой человек! Теперь вы таки понимаете, шо такое старый Бердичев! Этот город таки знает смисл в жизни! Дай вам Б-г поиметь хоть кусочек его мудрости!»