Триггер / Провокатор, сериал, 2018

Человек-рентген, или Психологический процедурал

Артем Стрелецкий трудился психотерапевтом. Но не тем импозантным, располагающим к себе пожилым мужчиной с блокнотом и внимательными глазами, способным часами слушать о ваших бедах. А поджарым, резким, наглым парнишей, по полной использующим провокативную психологию.

Метод жесткий, спорный, неприемлемый для большинства специалистов, но, по мнению Артема дающий неплохие плоды.

Однажды Стрелецкий доигрался – его обвинили в смерти пациента и отправили туда, куда Макар телят не гонял.

Через четыре года Артем выходит по УДО, принявшись за старое.

Кроме возобновления практики, у него есть две глобальные задачи. Вернуть любимую женщину. И доказать, что пациента, в самоубийстве которого обвинили Артема, на самом деле убили.

 

Любопытный проект. Эдакий процедурал, где в каждой новой серии вместо расследования очередного преступления зрителя ждет свежая психологическая (психиатрическая ситуация). Одна серия – один пациент (или семья). Плюс сквозная линия, связанная с попытками Артема доказать свою невиновность в гибели подопечного, и большим семейством Стрелецких. 

Максим Матвеев («Август. Восьмого», «Контрибуция», «Демон революции», «Троцкий») – откровенно хорош. И неоднозначен. С одной стороны – самовлюбленный пижон с комплексом Создателя («я просто исправляю ошибки бога»). Профессиональный, циничный, брутальный провокатор и скотина. Верящий только себе. Обвиняемый в мании величия, в том, что издевается над людьми, получает от этого удовольствие, считает себя умнее всех, не может остановиться, разрушая все, к чему прикоснется. Способный на жесткую правду, выглядящий местами откровенной сволочью, рушащей чужие связи (с Володей нехорошо получилось). Не умеющий строить отношения, помешанный на контроле и просчете. Редкий манипулятор, резкий как детская неожиданность, вызывающий порой не самые лучшие чувства у зрителя. И не только у зрителя: показательно, что уже за первую серию Артем три раза получил по собственной морде психологического лица (кто сказал мазохист??).

С другой – адепт действенной провокативной психологии, организатор многоходовых комбинаций, приводящих к быстрому результату. Выводящий пациента за рамки зоны комфорта. Помогающий тому отказаться ото лжи самому себе, проработать комплекс, мешающий жить. Дающий четкое понимание задачи. Берущий на слабо, заставляющий выйти из себя (ведь если «хочешь что-то изменить — разозлись по-настоящему»). Выдергивающий на поверхность решительность, жажду бороться за свое счастье. Позволяющий справиться с серьезными проблемами на стыке психологии и психиатрии. Натуральный «рентген», откровенный, сверхнаблюдательный, умный мужик, подмечающий любые мелочи, читающий людей, как открытую книгу. Сплав Шерлока Холмса, Патрика Джейна, докторов Хауса и Лайтмана. Ни в грош не ставящий мнение окружающих. Быт Артема в офисной центре – это «пять». Вечные шорты и шлепки поначалу, сон под взглядами офисного планктона, чистка зубов в лифте.

Сыграно иронично, стильно, уверенно, с внутренними переживаниями, суицидальными перебежками через трассу с закрытыми глазами. Матвеев неплохой актер, как выясняется.

Порадовал также его помощник — юный слабовольный Матвей (Тирон). Маменькин сынок, жаждущий изменить собственный характер, занырнуть во взрослую жизнь. Парень, из которого потихоньку Артем готовит эдакого Робина при Бэтмене, совмещающего обязанности секретаря и частного детектива.

Немало внимания в сериале уделяется остальным членам семейства Стрелецких.

Папа (Костолевский). Психолог старой закалки, считающий методы сына вредным шарлатанством. Поспособствовавший его «отсидке», пытающийся лишить его практики. Соперничающий с собственным чадом, но по-своему любящий его.

Бывшая жена (Иванова («Легенда №17», «Тренер», «Аванпост»), пеняющая экс-мужу за его чрезмерную любовь к работе. Мать маленького бэби, не воспринимающая попыток Стрелецкого вернуться в семью. Веснушчатая звезда пленительного счастья и единственная любовь Артема. Персонаж вызывающий далеко не позитивные чувства зрителя – бесит порой чрезвычайно.

Сестра (Стречина), символизирующая подростковый бунт, иногда становящаяся разменной картой в игре папы с Артемом.

Стоит также отметить одну из пациенток Леру (Маслова), зациклившуюся на излечившем (излечившем ли?) ее докторе, предпринимающая кучу усилий, чтобы доказать Артему собственную крутость. Стать для него нужной. Своеобразная иллюстрация тезиса «мы в ответе за тех, кого приручили», и ответственности врача. Способная преподнести немало сюрпризов.

Бога из машины, лучшего друга героя Дениса (Маякин) – давшего корешу жилье/офис, возможность восстановить практику и частенько решающего его социальные проблемы.

Противника (Воробьёв («Гагарин. Первый в космосе», «Метод-2», «Пассажиры») – брата суицидального пациента.

Далеко не все второстепенные образы проекта созданы на должном уровне. С актерской школой у сериальных российских лицедеев не все в ажуре (мягко говоря). Особенно это бросается в глаза поначалу, со временем уже не так остро реагируешь на слабую актерскую игру окружения и некоторых пациентов Артема. Привыкаешь к худшему.

Фактически в каждой серии поднимается по одной психологической проблеме. Слабость характера, подчинение. Аутоагрессия. Боль от потери близкого. Сексуальные отклонения. Геронтофилия. Сложные братские отношения, влияющие на дальнейшую жизнь. Ответственность за слова и действия. Разрушительное чувство вины. Замена душевной боли физической. Саморазрушение. Всеобъемлющий контроль. Жажда материнского внимания и любви. Подростковый бунт. Нежеланные и желанные дети. Детские психотравмы и комплексы, самых разных форм, размеров и степеней (все мы родом из детства – этот тезис постановщикам отлично знаком). Разрушительные формы любви. Целое стадо маний, фобий, панические атаки, манипуляции. Патологическая жадность (пардон, боязнь разориться). Важность сбычи мечт. Излишний вес. Боязнь отношений.

Отлично обыграно начало — работа Артема с начальником тюрьмы. На экваторе постановщики предпринимают сильный ход, заскакивая на территорию тюремной трагедии с критикой пенитенциарной системы. 

Интересна находка с флеш-беками, картинками прошлого. Их показывают как бы из сегодняшнего дня, в виде кинохроники. Когда прошлое врезается в настоящее, а врач с пациентом становятся зрителями былого, из кинозала наблюдая его сцены, заново переживая травмирующий опыт. А знаковой для Артема ситуации с «суицидом» пациента, и вовсе уделена целая ретроспективная серия.

Оператор часто (порой даже слишком) и упорно играется с резкостью, крупными и сверхкрупными планами, концентрируясь на деталях, хватая в фокус глаза, части лица. Злоупотребляет московскими панорамами, снятыми с высоты птичьего полета. Использует отражения, зеркальные поверхности – аналогию на внутреннюю и внешнюю сущность человека.

Эрго. Небезынтересный психологический процедурал со всемогущей панацеей — провокативной психологией и хорошей ролью Матвеева. А вот к остальным лицедеям вопросов хватает.

В ролях: Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Светлана Иванова, Виктория Маслова, Роман Маякин, Владислав Тирон, Ангелина Стречина, Марк Юсеф, Данила Дунаев, Ян Цапник, Даниил Воробьёв, Янина Малинчик, Олег Масленников-Войтов, Дарья Буткеева, Маруся Пестунова, Екатерина Соломатина, Хельга Филиппова, Екатерина Соколова-Жубер, Лиза Климова, Мария Ахметзянова, Антон Денисенко, Антонина Паперная, Сергей Гурьев, Максим Костромыкин, Екатерина Копанова, Олег Каменщиков

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.