Обличение глупости, или Фигурные вензеля судьбы
Тоня Хардинг (Робби) с самых младых ногтей была без ума от фигурного катания. Ее завораживал скрип коньков по льду, чувство скорости, возможность творить красоту и буквально летать над белой поверхностью.
Годы шли, девчонка всерьез занялась катанием, отдаваясь ему душой и телом. Несмотря на финансовые проблемы, строгую мать, ругавшую и поколачивавшую дочь, и переходной возраст. Тоня мечтала об олимпийских медалях.
Но хватит ли умения и таланта, чтобы преодолеть враждебность судей, считающих ее недостойной быть лицом Америки, собственные слабости, проблемы с супругом. И людскую глупость, создающую массу проблем там, где их легко можно было бы избежать, чуточку подумав головой.
Тоню Хардинг в 90-е знала вся Америка. Причем с разных сторон. Как талантливую фигуристку, чемпионку США, первую женщину, выполнившую тройной аксель в короткой программе, человека, которому покорился целый ряд сложнейших элементов катания. Одновременно Тоня прославилась как одна из самых скандальных спортсменок того времени.
Как кинематограф мог пройти мимо такой фигуры?
Практически все спортивные драмы строятся по одному лекалу. Посмотрите хоть буржуйский вариант, типа «Левшы» (http://perekat.kiev.ua/левша-southpaw-2015-джилленхол/ ), или «Крида» (http://perekat.kiev.ua/крид-наследие-рокки-creed-rocky-2015/ ), хоть российский, такой как «Легенда 17» (http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/ ), «Движение вверх» (http://perekat.kiev.ua/движение-вверх-2017-машков-баскетбол/ ). Юный (или растерявший форму) спортсмен (вариант — несколько спортсменов) упорно тренируется, преодолевает личностные и семейные неурядицы, участвует в мелких соревнованиях, терпит локальные неудачи, чтобы в конце, победив в финальном поединке/матче/выступлении стать чемпионом.
I, Tonya изрядно ломает этот шаблон.
Нет, без юного спортсмена, тренировок, соревнований и неудач зрителя не оставят. Но это отнюдь не главное. Фильм Гиллеспи о том, что нужно думать мозгами, и не связываться с клиническими идиотами.
Построен он также любопытно. Фактически перед нами телепрограмма о жизни Тони, снятая через десяток лет после времен ее рассвета как фигуристки. Интервью в стиле «говорящие головы» с матерью, экс-мужем, его полным корешем, самой Тоней, перемежаются собственно киношной картинкой фильма, погружающей нас в лихие 90-е. Построено все так, что мы видим (и слышим) происходящее с двух точек зрения – рассказанной и приукрашенной фигурантами во время интервью (эдакое мокьюментари), и показанной нам в виде классического кино реконструкции событий, вроде как адекватно отражающей реальность (или нет?). Причем они далеко не всегда совпадают. Такая структура ленты аж никак не новаторская, но каждый раз воспринимается «на ура».
Добавляет в блюдо остроты крайне вольное обращение актеров с «четвертой стеной». Персонажи фильма обращаются прямо к зрителю не один десяток раз. Комментируя происходящее, пытаясь оправдаться и объяснить свои действия, прикалываясь и эмоционируя. Дело «Дэдпула» цветет и благоухает. Да, я помню, что болтливый наемник аж никак не пионер в благородном деле ломания стен, были те, кто успел гораздо раньше, как минимум в 20-х годах 20 века. Но новая волна популярности явно поднялась после успеха картины Тима Миллера.
Смотрится происходящее весьма живо и абсолютно нескучно, хотя частенько биографические драмы не могут удерживать внимание зрителя долгое время. Благо в истории Тони Хардинг кроме спортивной составляющей, имеется еще и криминальная (благо, понятно для зрителя, а не для героини). «Происшествие» изрядно добавляет истории вистов и позволяет следить за конфликтом фильма с неослабевающим интересом. Параллельно заставляя каждые пять минут поражаться глупости участников и сплетению цепочки случайностей, приведших к трагическому финалу.
А главное – в очередной раз убеждаться в немудреной истине. Нельзя вести дела, а тем более вступать в брак с тупыми людьми. Самому также нужно не только наивно лупать глазками, но и использовать по прямому назначению голову, а не только туда есть. Да, и школу все же лучше заканчивать. А то мало ли.
Ну и конечно картина не стала бы столь удачной без исполнительницы главной роли. Марго Робби («Волк с Уолл-стрит», «Тарзан. Легенда»), привлекла мое внимание крышесрывной Харли Квинн в «Отряде самоубийц». В «Тоне» она также не оплошала. Обычная деревенская девчонка, у которой была одна «суперсила»: фигурное катание. Не особо умная, не слишком эрудированная, грубоватая и отнюдь не изысканная, она преображалась на льду. Вытворяя такое, о чем не могло и мечтать подавляющее большинство спортсменок. Причем не благодаря а вопреки. Вопреки безденежью, необходимости тратить время не на тренировки, а на работу ради куска хлеба, личным неурядицам, «косым» взглядам и решениям судей. Законная номинация на Оскар. Жаль, что в этом году социальная проблематика, ярко выраженная в «Трех билбордах», затмила хорошую актерскую работу.
Заслужила ли Тоня всем тех проблем, которые на нее свалились? Каждый зритель решает для себя сам. Ну, разве можно быть настолько наивной и невнимательной? Ну, кто мог ожидать, что вечно треплющий языком Шон все же сделает, то, что сделал? Что все это зайдет дальше, чем простое распушивание перьев? Кстати, а почему в конце она не задумалась об эмиграции? Неужто в той же Канаде или Европе она не смогла «забить» на решение Ассоциации и продолжить заниматься своим делом? Этот момент непонятен.
Также стоит отметить работу Эллисон Дженни («Дом странных детей мисс Перегрин») в образе матери Тони — Лавоны Фэй Голден, постоявшую за честь картины в оскаровской гонке – статуэтка «Лучшая актриса второго плана». Родительница-тиран, мотивирующая дочь через негатив. Если попроще – постоянно орущая на нее, пускающая в ход кулаки, поливающая ее грязью. Но не просто так, из вредности, а с благой целью («ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь») – подстегнуть Тоню к спортивным прорывам. Получился очень качественный образ. И насчет мужа она дочь предупреждала.
И экс-супруга Джеффа Гиллоули (Себастиан Стэн («Человек-муравей», «Марсианин»). Неуравновешенный парень, выросший в недалекого, эгоистичного мужчину, способного из благих порывов наворотить таких дел, что мало не покажется никому. Вызывающий одновременно и мерзкие чувства и сожаление.
Хватает в картине удачных операторских решений, красивых наполненных планов, и сильного монтажа, создающего динамику и внутреннее наполнение сцены (еще одна номинация на Оскар). А вот комедийные элементы вышли слишком уж черными, вызывающим не улыбку, а скорее жалостливую гримасу сожаления о судьбах тупеньких героев-болванов.
Кстати, катания как такового в ленте немного. Несколько самых известных выступлений Тони, пара тренировок, пара неудач на льду. Все же картина Гиллеспи не только и не столько о подвигах на катке. Скорее о человеческой глупости и недалекости, о необходимости думать, следить за тем, что делают твои близкие и не допускать авантюр, которые выльются тебе боком. Может хоть пример известного человека сподвигнет кого-то задуматься, прежде чем натворить «фигни». Или просто дать ей произойти.
Эрго. Незаурядный байопик о глупости и ее последствиях, радующий интересной структурой, операторской, монтажерской и актерскими работами.
Режиссер: Крэйг Гиллеспи
В ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Джэнни, Кэйтлин Карвер, Бобби Каннавейл, Маккенна Грэйс, Бояна Новакович, Джулианна Николсон, Катрин Дайер, Пол Уолтер Хаузер