Тень ушедшего, Айлингтон Дж.

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего». — М.: АСТ, 2019 г. Серия: Шедевры фэнтези. (Первый роман цикла «Трилогия Ликаниуса»)

Разговор по Сути, или Как предрекали авгуры

Ученик школы одаренных Давьян с ужасом ждал дня испытания. Ведь он до сих пор не мог на практике использовать Суть, хотя в теории не знал себе равных. А судьбу не прошедших испытание никто не назвал бы завидной.

Да и за стенами школы поводов для оптимизма было немного. Всеобщая ненависть к одаренным, которая ничуть не утихла за 15 лет, прошедших со времени проигранной войны и гибели авгуров — правителей Андарры. Кабальный договор, поставивший носителей дара в положение людей второго сорта. А тут еще известия об убийствах в других школах одаренных, и слухи о разрушении Рубежа — стены Сути, удерживающей ужасных тварей от уничтожения мира людей.

Вот почему, когда оказалось что Давьян, владеет некоторыми умениями авгуров, его ужас не уменьшился, а напротив, вырос. И теперь ему предстоит смертельно опасное путешествие «туда не знаю куда». Путешествие, пережить которое у парня практически нет шансов.

 

На первый взгляд перед нами стандартное young adult героическое фентези с непременным взрослением и возмужанием героя, темой избранного, романтическими терзаниями, и верными друзьями. Да и структура текста подсказывает, что автор пристально изучил работы мэтров жанра фентези. Квест- путешествие, чудовища, злодейский властелин, жаждущий уничтожить людей, феодальные забавы, зловещие типы в черных плащах с капюшонами и мрачные локации по пути, типа Мори.., простите Дейланниса.

Однако в процессе чтения выясняется, что у мира, созданного Айлингтоном, имеются любопытные фишки, выделяющие роман из общего потока шаблонной подростковой литературы.

Во первых строках письма радует ситуация с местными волшебниками. Она проходит под девизом «Маги в загоне» (почти по Олди). Здешние одаренные уже 15 лет как являются самыми ненавидимыми и угнетаемыми существами во всем мире. Как так? Да все просто. Закушались, вдобавок утратили основную колдовскую фишку – предвидение будущего. Вот и поимели всевластные авгуры на свою голову восстание, а за ним и Невидимую войну. В результате которой авгуры закончились как класс, а те из одаренных, кого не перерезали, были вынуждены заключить жутко ущемляющие их права и возможности Договор. Помните у Азимова, законы робототехники? Вот-вот, почти один в один. Новые Догмы не позволяют магам причинять вред и не разрешают препятствовать неодаренным при помощи дара. Использовать дар для обмана, устрашения и в ущерб неодаренным. Не дают задирать хвост на блюстителей – надзирающих за одаренными. Причем не так, что: «мамой клянусь, не буду», а на уровне физической невозможности причинить этот самый вред. Убивать будут – все равно не причинишь. А на всякий пожарный их даже на улицу не выпускают без оковы – устройства, обрезающего использование Сути до минимального минимума. Плюс повсеместно расплодились охотники – отлавливающие и убивающие одиноких волшебников.

В общем, тяжела и неказиста жизнь простого одаренного в солнечной Андарре (а у соседей еще хуже).

Именно к этому угнетенному классу принадлежат главные герои романа.

Давьян – юный (настолько юный, что к нему постоянно обращаются:«мальчик») наследник славы авгуров. Классический «лузер», оказавшийся избранным. Хороший ребенок, еще в раннем детстве поимевший проблемы из-за своей одаренности. Наивный юнец, страдающий из-за своей доверчивости. Постепенно теряющий младенческую пухлость и все больше окунающийся в суровую взрослую реальность.

Вирр – его лучший друг, способный маг, всерьез задумывающийся над способами улучшить положение одаренных, и скрывающий одну концептуальную тайну.

Что забавно, в «Тени ушедшего» практически каждый из персонажей оказывается не тем, кем кажется сначала. Недоговоренности, обман (причем от тех, кто вроде как принес тебе благо), интриги, использование людей «втемную» — тут обычное дело. Эдакий параноидально-шпионско-реалистичный подход к жизни.

Таинственный Седэн — потерявший память одаренный, найденный в глуши соседней державы и обвиненный в массовом убийстве. Одаренный без метки на руке, что считалось в принципе невозможным. Как вы догадываетесь, он преподнесет читателю немало сюрпризов.

Ашалия – романтическое устремление ГГ, девочка попавшая как «кур в ощип» и знакомящая нас с еще одним интересным пластом мира Айлингтона.

Дело в том, что те, кто не проходят испытание на полноправного Одаренного, либо нарушают одну из догм, становятся Тенями, теряющими часть памяти и неспособными к колдовству Своеобразными париями-неприкасаемыми этого мира. Обычные люди, ненавидящие магов, к Теням относятся и вовсе паскудно. Да и сами волшебники испытывают к неудачникам и нарушителям брезгливо-отстраненные чувства.

Именно Тенью становится одна из главных героинь книги (довольно жесткий прием для подростковой литературы, примерно как шрам в «Смертных машинах»( http://perekat.kiev.ua/смертные-машины-рив-mortal-engines/ ). В обществе Теней все не слава богу. Именно тут зарождаются новые социальные бури, грозящие всерьез подорвать государство.

А ведь имеется и внешний враг. Причем это даже не соседний агрессивный Дезриель с их орденом гил’шаров. А древнее зло, копившее силу и ненависть уже 2 тысячи лет, и наконец, похоже, поимевшее возможность дотянуться до ненавистных людишек.

Местную магию супермощной назвать сложновато. Это вам не Эриксон и не Перумов с их сверхмощным колдунством. Тутошнее волшебство — «Суть» может физически влиять на вещи: поднимать или разламывать, тянуть или токать, портить или исцелять. Бить вражину энергией в поединке, или защищаться от таких ударов щитом. Может заглушить комнату от прослушивания, создать завесу невидимости или портал с помощью путевых камней. Благодаря тайнику – потаенному запасу Сути, одаренный способен не спать много ночей, долго и плодотворно работать. Плюс «сосуды» – артефакты, помогающие магам накапливать и использовать Суть. Оно вроде как и неплохо, но слишком уж все локальное, индивидуальное какое-то все, скромное. Особенно если учитывать что за последние 15 лет щупы, чующие магвоздействия, и «ловушки» — устройство расщепляющее суть вокруг себя, и защищающие владельца от магии, распространились крайне широко. А на обычных людей волшебство нельзя применять в принципе (см. Догмы). Правда, здешняя магия, как выясняем мы вскоре, Сутью не ограничивается.

Еще одной любопытной особенностью здешнего мира стали безвременно почившие и возрождаемые в лице нашего героя авгуры. Они по-другому работают с Сутью, взамен могут похвастаться умением «читать» человека, замедлять время и самое главное, видеть будущее (да и  других умений у них хватает). Причем видения будущего, получаемые авгурами, считались истинными, только если были подтверждены другим авгуром. А записывались специальным писцом – эдаким куратором-генеральным секретарем (изрядно власти должна давать эта должность, доложу я вам). Причем сами авгуры с коллегами обсуждать свои видения не имели права (интересно, соблюдали ли они это ограничение?). А еще видения дарят читателю интересные подглавы, в которых изрядно увеличивается масштаб и глубина события.

Кроме магии и неведомой угрозы из-за Рубежа в остальном перед нами классический феодализм средних веков с королями, религией, аристократическими фамилиями и турнирами.

В середине книги нас ждет приятный сюжетный твист, расширяющий временные рамки происходящего (да, можно обозвать этот прием и «богом из машины», никто не спорит – не имел ни гроша, а вдруг алтын). Да и интрига закручивается все активнее.

Благодаря героям мы побываем в разных локациях этого мира. В тавернах, на центральных площадях столицах и на их задворках. В парадных залах дворцов и в их подземельях. В бескрайних лесах и продуваемых всеми ветрами полях.

Повидаемся с одаренными, блюстителями, охотниками на магов, контрабандистами, высшей знатью, вплоть до принцессы и герцога – брата короля. Прогуляемся за границу и в Город Тумана – жуткое место где, живут неведомые сущности. Неплохо познакомимся с новым фентезийным миром, история которого на английском уже дописана. Осталось дождаться перевода второй и третьей части трилогии.

Эрго. Приятное подростковое фентези, способное быть небезынтересным и для взрослых. Масса стандартных элементов поджанра, которую Айлингтон, разбавив собственными наработками, превратил во вполне вкусное чтение.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.