Не было, пожалуй, для людей, начинавших знакомство с американским кино в 90-х, актера, больше других воплощающего «темную сторону силы» в голливудских фильмах. Падший ангел, убийца, психопат, гангстер, наемник. Даже положительные персонажи получались у него, либо с изрядной примесью безумия, либо с толикой некой мистической обреченности. «Как правило, я не играю людей, вызывающих доверие» — сказал однажды наш сегодняшний юбиляр. Не поспоришь. Но сложно спорить и с другим. Он всегда играет людей (или нелюдей), которым обеспечено зрительское внимание. И долгая память.
Рональд Уокен (Кристофером он стал гораздо позднее) родился 31 марта 1943 года в нью-йоркской семье пекаря. Наверное, стать лицедеем было написано мальчишке на роду, так как увлечение сценой он высказал практически с пеленок. Первый сериал, в котором пацан принимал участие, появился на свет в 1952 году. Рональду не было еще и десяти! Другие источники уверены в телевизионном дебюте мальца еще годом ранее. Потом, правда, наступил пубертатный период, и юношу сорвало в путешествие по относительно бескрайним просторам родины демократии. Пробовал изучать английский язык, поработал укротителем львов, вдоволь потанцевал в музыкальных ревю. Пока не вернулся к своему предназначению. Теперь домом уже Кристофера стали Бродвейские театры.
В 70-х пришли и роли в кино. Вначале эпизоды, и лишь во второй половине десятилетия случился прорыв. Первой ласточкой стала «Энни Холл» (1977), комедийная мелодрама Вуди Аллена, собравшая целый букет наград. А затем грянуло. «Охотник на оленей» (1978), сага о судьбах трех американцев, попавших под каток Вьетнамской войны, один из первых фильмов на эту тематику.
Оскар нашему герою за роль Ника Чеботаревича, и все вдруг заметили, что на киногоризонте появился новый, самобытный актер. У которого так здорово, оказывается, получаются образы, скажем так, неординарные.
А Уокен, тем временем, полностью погружается в водоворот съемок, отныне редко когда выпуская в год меньше пары картин.
Попробуем вскользь пробежаться по самым значимым:
Вестерн о золотой лихорадке «Подстрели солнце» (1978). С жутким грохотом провалившиеся «Врата рая» (1980), похоронившие под своими обломками студию, его сотворившую, и карьеру Майкла Чимино, создателя «Охотника на оленей». Боевик о тяжелой жизни наемников «Псы войны» (1981). Одна из лучших экранизаций Кинга «Мертвая зона» (1983) Дэвида Кроненберга. Как на меня, лучшая роль Кристофера на начальном этапе карьеры. Четырнадцатый фильм о приключениях Джеймса Бонда «Вид на убийство» (1985), роль главгада Макса Зорина. Криминальная драма, основанная на реальных событиях «В упор» (1986), с мощным дуэтом Уокена и Шона Пенна. Криминальная драма «Свой парень» (1988), о стареющем боксере (Микки Рурк, кстати, написавший сценарий к картине), к которому однажды приходит с вкусным предложением некий скользкий тип, в исполнении нашего именинника. Классический мафиозный боевик «Король Нью-Йорка» (1990). Эротический триллер-медитация «Утешение незнакомцев/«Приют чужаков»/«Комфорт странников». Злец-бизнесемен Макс Шрек из «Бэтмен возвращается» (1992), в теплой компании Майкла Китона, Дэнни Де Вито и Мишель Пфайффер. Слабенький (но отнюдь не по вине нашего героя) аферистский триллер «Мошеничество» (1993). Кровавая, матершинная, черноюморная «Настоящая любовь» (1993) Тони Скотта. Небольшой, но яркий персонаж капитана Кунца в тарантиновском «Криминальном чтиве» (1994). Местами слабологичный, но весьма движняковый триллер «В последний момент» (1995) с Джонни Деппом в главной роли. Депрессивное, мрачное, но определенно культовое «Пророчество» (1995), после которого Уокен становится иконой в кругах поклонников мистического кино. О чем говорить, если его архангела Гавриила, попавшего в Пекло, с радостью и облегчением выпихивает обратно на Землю сам Сатана (в исполнении Вигго Мортенсена). Обстоятельная гангстерская драма «Похороны» (1996), номинированная на Золотого льва. Психологический триллер «Короли самоубийства» (1997), в котором его Карло Бертолуччи смертельно опасен, даже будучи похищен и связан. Чисто актерская, скучноватая фантастика без спецэффектов «Отель «Новая роза» (1998). Параноидальная комедия «Взрыв из прошлого» (1999). Готичненький ужастик Тима Бёртона «Сонная лощина» (1999), с тем же Деппом. Всадник без головы Уокена однозначное украшение картины. Грабительская драма «Отступники» (2000), не перепутайте с творением Скорцезе 2006 года. Чересчур упрощенная авантюрно-историческая драма по роману Дюма «История с ожерельем» (2001), где Кристофер играет не кого-нибудь, а самого графа Калиостро.
В 2002 в жизни Уокена случилась крайняя на сегодня номинация на Оскар. За роль отца самого молодого мошенника в истории США Фрэнка У. Эбегнейла, в задорной криминальной драмо-комедии «Поймай меня, если сможешь», с качественным дуэтом Хэнкса и Ди Каприо.
Стоит заметить, что в новом веке Кристофер делает акцент на картины с мощными элементами комедии, из которых можно выделить утрированно-экстравагантную «Четверо похорон и одна свадьба» (2002). Придурковато-буффонадную «Кенгуру Джекпот» (2003). Авантюрно-приключенческие «Сокровища Амазонки» (2003). Фантастически-феминистичных «Степфордских жён» (2004). Трагикомедию с Адамом Сэндлером «Клик: С пультом по жизни» (2006). Политико-сатирического «Человека года» (2006) с Робином Уильямсом в главной роли. Бодрый, добродушный мюзикл «Лак для волос» (2007). Криминально-ностальгических «Реальных парней» (2012) с Аль Пачино и Аланом Аркиным.
Но не забывает наш герой и о серьезных фильмах. Боевик «Гнев» (2004), с неподражаемым Дензелом Вашингтоном. Оптимистичная семейная история о любви и прощении «Свихнувшиеся» (2004). Жесткая криминальная драма «Домино» (2005), основанная на жизни реальной английской охотницы за головами. Рассказ о жизни американского гангстера ирландского происхождения Дэнни Грина «Ирландец» (2011).
Больше ста работ, но останавливаться Кристофер не собирается. Работа и еще раз работа. И то правда, сколько тех без малого восьми десятков! Потом отдохнем!
Он практически никогда не отвергал предлагаемых ему ролей, что не удивительно, ведь любимое занятие Уокена — сидеть дома со сценарием и оформлять будущий образ.
Фильмы с его участием собрали в прокате только США более 1,8 миллиарда долларов.Его персонажи заставляли стыть кров в жилах, а он мечтал о роли отца с собакой.
Как говорил Уокен: «Да, у меня и правда много странностей, как и у любого, кто с пяти лет в шоу-бизнесе. Конечно, я странный. Я с другой планеты».
Инопланетянин. Спаситель человечества. Ангел.
Скажем проще. Один из актерских символов второй половины 20 века. Кристофер Уокен.