Кровавый снег над палаткой кружится или Уральский эксперимент
Холли Кинг (Госс), молоденькая американская студентка из штата Орегон, буквально с детства бредила тайной гибели группы туристов. В далеком 1959 году под руководством Игоря Дятлова. Сперва были странные сны, а затем уже в более сознательном возрасте, Холли увидела передачу, про загадочные смерти на Северном Урале, и поняла, что просто обязана побывать на месте трагедии.
Так как девица оказалась весьма пробивной, они вместе со студентом-режиссером Дженсоном Дэйем (Стокоу), получают грант для съемок документального фильма на месте давней трагедии (как сразу понятно, при взгляде на жанр ленты – на свою голову).
Пригласив в свою компанию грудастую звукооператора Дениз Иверс (Аткинсон, единственная хоть чем-то известная актриса на всю картину), и двух молодых альпинистов: самовлюбленного Энди Тетчера (Хоули) и отрешенного Джей Пи Хаузера (Олбрайт), пятерка студентов отправляются на Урал.
Снимать покровы с тайны гибели группы Дятлова.
28 января 1959 девятеро туристов из группы Дятлова в последний раз соприкоснулись с миром живых. В этот день с ними попрощался десятый член экспедиции, из-за боли в ноге возвращавшийся к цивилизации.
Первые тела обнаружили 25 февраля. Последние — в начале мая.
Большинство трупов без верхней одежды и обуви, палатки разрезаны изнутри, на одном из погибших следы радиоактивности, несколько человек с серьезными внутренними травмами, переломами ребер, у одной – отсутствует язык и мягкие ткани верхней губы.
Официальный вердикт — смерть от замерзания. И еще один перл: «Причиной гибели студентов была стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии».
За прошедшие 54 года было выдвинуто 64 версии произошедшего. Кого только не обвиняли, от снежного человека и демоно-инопланетян, до отравления после падения ракеты или снаряда с токсичной начинкой.
К сожалению, истина так навсегда и останется где-то там, «за межами досяжного». Разве что машина времени сможет прояснить произошедшее.
А пока за исполнение ее функции в очередной раз принялся кинематограф.
Жанры «найденных плёнок» плюс «мокьюментари», пышным цветом заколосившиеся после «Ведьмы из Блэр», казалось, уже потихоньку катятся к очередному закату. Но, поскольку по соотношению «затраты-прибыль», лучше все равно ничего не придумали, попытки еще разочек попасть в цель не прекращаются.
В этот раз в прицеле дрожащей камеры, оказалась история, возле пока еще безымянного перевала, на склоне Холатчахль — Горы мертвецов. Причем созданная совместно российско-американскими кинематографистами.
В целом, данная версия роковых событий особого отвращения не вызвала. Впрочем, восторга тоже.
Снято бюджетненько (причем не на Урале, а на Кольском полуострове), с неизвестными актерами и на основе отчасти интересных, но изрядно запутанных теорий.
Эта запутанность, в основном, и расстраивает. Ведь наряду с обычными логическими несостыковками, по ходу картины задается масса вопросов, далеко не на все из которых мы получим ответы. А есть ли они вообще в природе, или создателям ленты было просто лень творить законченную картину происходящего, и они утешились, набросав смутные контуры, мы тоже вряд ли узнаем.
Одну линию режиссер с грехом пополам завершил, но при этом оставил разбросанными на белоснежном снегу изрядное количество остальных.
Сюда нужно отнести загадочные следы на снежной равнине, пресловутый язык, неясные белые фигуры на границе кадра, периодические помехи при записи, абсолютно непонятную парочку, пришедшую после ракеты.
На вопрос, что же все-таки случилось с группой Дятлова, режиссер картины даже не пытается ответить. Все, что нам показывают, это более-менее изящная попытка, использовав смерти туристов, как предлог для съемок, в дальнейшем оставить за кадром события 1959-го, списав все… да хоть на тот же тоталитарный режим. Взамен предлагается история, относящаяся к перевалу Дятлова постольку-поскольку, и гораздо больше опирающаяся на теорию Филадельфийского эксперимента.
Это, конечно, интересно, но причем здесь погибшая экспедиция? С одной стороны все равно никто ничего не знает, а с другой, не слишком ли смело впрягать в одну повозку коня и трепетную лань? Тем более если вместо лани крокодил?
Атмосферно картины выстроена очень неровно, и неплохие по настрою отрезки, сменяются откровенно провальными, не вызывающими ничего кроме удивления или недоумения.
Молодые актеры вполне подтверждают свою молодость, в один момент держа себя перед камерой довольно естественно, в другой — неубедительно изображая выплески эмоций.
Ну и весьма мешает активно сопереживать героям четкое понимание, что эту проблему на свою, скажем так, голову, они соорудили самолично.
Эрго. Очередная, не худшая, но далеко и не лучшая «найденная плёнка», имеющая мало отношения к трагедии 1959-го.
P. S. Сюжетообразующий вопрос, типа, если что-то нужно скрыть, зачем туда вообще пускать документалистов, тем более каких-то невнятных закордонных студентов, оставим за кадром. Вы же помните, что коммунисты не могут без трудностей.
Обзор российского сериала, посвященного судьбе группы Дятлова, можно почитать здесь http://perekat.kiev.ua/перевал-дятлова-сериал-2020/
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Холли Госс, Джемма Аткинсон, Ричард Рейд, Мэтт Стокоу, Райан Хоули, Люк Олбрайт, Анастасия Бурдина, Николай Бутенин, Валерий Федорович, Нелли Нилсен