Сто лет одиночества (Cien Años de Soledad (One Hundred Years of Solitude), сериал, 2024 

Вечный зов по-колумбийски, или Реальность и мифосознание

Колумбия. Макондо — поселение среди болот, основанное Хосе Аркадио Буэндиа. Несколько поколений этого уважаемого, но не всегда удачливого семейства, проходящих перед нашими глазами.

Десятки лет, мелькающие за стенами их жилища. Любовь, трагедии, рождения и смерть.

Внешний мир, все настойчивее вмешивающийся во внутренний мирок Буэндиа. Властной рукой ставящий точки в судьбах многих из них.

Но не способный до конца заставить магическую составляющую жизни этой семьи и этого места «прогнуться» перед реальностью. Хотя очень старается.

 

Габриэль Гарсия Маркес, наравне с Борхесом (и возможно Кортасаром) уже не первое десятилетие открывают для нас таинственный мир южноамериканской литературы. Визиткой Маркеса (если не считать Полковника) считается роман, впервые увидевший свет в далеком 1967 году, и ставший одним из наиболее известных представителей «магического реализма».

Экранизаций романа не было (не учитывая театральных постановок и лент «вдохновленных» им), тем паче сам Габриэль напрочь отказывался продавать права киношникам. И лишь сейчас, благодаря сыновьям писателя, и тому, что перенос 100 лет на экран происходил на родине Маркеса (пускай и под крылышком Нетфликса), и непременно на испанском – свершилось.

Смотрится сериал, сопровождаемый закадровым голосом, вкрадчиво делящимся со зрителем нюансами происходящего, обстоятельствами, мыслями героев, а на самом деле цитирующим отрывки из романа — достойно.

Ошеломляющее начало, готовящее зрителя к предстоящим негараздам и смертям, сменяется долгим, лирическим зачином, полным хороших людских качеств, иронии и природы. Длящимся чуть больше трети проекта.

Колоритная атмосфера Колумбии становится одной из его визиток. Неизведанный мир без карт, названий и дорог, лежащий вокруг. Фляжки из тыкв, бананы гроздьями, снимаемые с деревьев, плащи-накидки из соломы, богатейшая природа с панорамами и деталями. Непривычная нашему глазу флора, растущая на каждом углу (особое внимание немаловажному для сюжета огромному каштану в центре двора). Вездесущие муравьи.

Обряды и отношения среди колумбийцев. Роды, свадьбы, похороны и званые обеды (любопытный момент — при семейном обеде – мать и отец садятся  в двух главах стола напротив друг друга, остальные по бокам). Бойцовые петухи. Непременные мачете на поясах. Быт и рабочие будни местных хозяек и хозяев. Архитектура, демонстрируемая нам в эволюции Макондо. От глинобитных халупок до обстоятельных, обширных гасиенд с верандами, вымощенными булыжником дорожками, просторными комнатами и внутренними двориками-патио. Спасибо за визит в Южную Америку.

Да, ханжам на заметку: секса в проекте хватает. И как же без инцеста!

Следующими бросаются в глаза операторская/монтажерская работа. Запоминающиеся монтажные переходы, сплетающие пространство и время, добавляющие мистики и фантасмагории (жаль после экватора этих приемов становится гораздо меньше).  

Без магии и сверхъестественного, понятное дело, не обойдется. Тут вам и призраки, и необъяснимые наукой явления, как-то ковер-самолет или зелье невидимости (ай, не-не-не-не), и эпидемия забвения, доказавшая, что суеверия не всегда беспочвенны, и видения некоторых персонажей. Магический реализм во всей красе, показывающий насколько тесно обыденная жизнь переплетается с волшебством и сказкой.

Учитывайте и готовьтесь: молодые годы показаны на порядок легче и светлее, вторая часть сериала, когда в уют Макондо вторгается грубая реальность с ее политикой, гораздо тяжелее и мрачнее.

Морально-этическая и идейная основа сериала на диво богата и нажориста (ну дык, литературная основа обязывает). Нам подарят чертовски насыщенное переплетение судеб, создаваемое семейными связями, рождающейся и умирающей страстью, внутренними побуждениями, ошибками и чувствами. Устроят путешествие по всему спектру людских эмоций, насыщенное как сама жизнь: от любви («Что за напасть эта любовь») и привязанности, до вражды и ненависти. И немножечко чуда, куда же без него. Поговорят о разнице мужских и женских подходов к бытию. Мужском, завязанном на работе, открытиях, познании мира, и женском – основанном на заботе о близких. Проблеме отцов и детей. Взрослении, первой влюбленности, поиске своего места в мире. Конфликтах, ревности и злости, частенько вершащих наши судьбы. Увлеченности, порой чрезмерной. Религии и вере.

И, безусловно, о суке-политике, вынимающей из-под спуда худшие черты, превращающей недурных, в общем, людей в фанатиков, сволочей и убийц. Рождающей смерти и ненависть, идущие по кругу до бесконечности.

Об отличающейся реакции разных поколений на гражданскую бойню. О том, что любое правительство, чиновник или другой-какой паразит достойны исключительно пинка под зад, или превентивного свидания с Господом, а нормальная жизнь возможна лишь при самоуправлении общины, без влияния любых центровых хлопцев. О революционных порывах, тайных сходках, печатании листовок, пропаганде (где тут у нас телеграф, пора его брать вместе с почтой и телефоном). Железобетонном убеждении в собственной правоте. Влиянии власти, развращающей самых стойких. О природе войны, мужском желании почувствовать себя важным, нужным, по-настоящему живым. О привычке воевать и нелегком, порой невозможном пути домой.

О стержневом концепте одиночестве в романе Маркеса и без меня сказано немало, можно лишь добавить, что постановщики не делают на этой теме всеобъемлющего акцента (слишком многое нужно показать и помимо), но в лице некоторых героев (лидирует глава семейства, даже больше Аурелиано) она получает достаточно внимания.

Плавно переходим к героям. Так как мы увидим несколько поколений Буэндиа, причем в разном возрасте, многие персонажи представлены в юности и зрелости разными актерами.

Причем попадание с Аурелиано – стопроцентное в любом его временном воплощении, а вот расставаться с актерами, игравшими Урсулу и Хосе Аркадио в молодости – хуже всего. К их пожилым версиям я так и не привык.

Хосе Аркадио – основатель Макондо и здешней ветви фамилии. Парень, увлекающийся до одержимости, обладатель необузданного воображения и иного взгляда на мир. Харизматичный лидер, способный сдернуть с насиженных мест кучу народа, поведя их за мечтой. Изобретатель, вечно хватающийся за новые игрушки, и не доводящий их до ума. Не слишком обращающий внимание на бытовуху, регулярно витающий в облаках, стремящийся к «странному». Не нашедший поддержки в своих стремлениях (особенно после ухода Мелькиадеса, здешнего Гэндальфа), не готовый расстаться с мифологическим сознанием и  мировоззрением, превратиться в обычного буржуа.

Урсула – матриарх семейства. Властная, уверенная, могутная. Глыба, женское/материнское начало в его наивысшем проявлении. Частенько забывающая о себе, цементирующая семью, заботящаяся о каждом ее члене. Надежная опора супругу в его пути по фронтиру (а вот когда тот занимается «глупостями», поддержки не жди). Да, Урсула аж никак не идеальна, подвержена страхам, косности, глупости. Допускает ошибки в воспитании, и отношении к чадам (ну дык, а ответственности и забот сколько на бабе!), которые потом частенько вылазят боком и самим детям и окружающим их людям.  

Аурелиано – третий по наполненности и силе персонаж (а порой и вовсе выходящий на первый план). Второй ребенок в семье, мальчишка, прослывший ясновидцем, посещаемый видениями. Отрешенный, погруженный в себя, немногословный, одинокий, не ищущий шумных развлечений. Нашедший и потерявший большую любовь. Долгое время отстраненно сопротивляющийся влиянию реальности с ее «политикой», но когда уж его достанут – ховайся в жито. Да, и кстати о фанатизме.

Остальные герои проработаны и развиты поменьше, воплощая собой определенные мазки на моральном полотне картины и работая эдакими функционалами конкретной идеи. Хотя даже у них имеются нюансы, способные изрядно расцветить и дополнить образ.

Аркадио – о том самом тлетворном влиянии власти, особенно шикарно ложащемся на душу, отравленную в детстве неправильным отношением родных.

Хосе Аркадио младший – о том, что вечно не побесишься, а когда перебесился, пора и домой — остепениться. Ну а заодно поработать Провидением.

Амаранта/Ребекка – эти двое воспринимаются исключительно в паре, ведая о вреде ревности и чрезмерного соперничества.

Пилар – местный аналог цыганки, мать-кукушка, будто застывшая во времени (до определенного момента).

Эрго. Вкусное и насыщенное путешествие в Южную Америку, смешавшее грубую, кровавую реальность и щемящее мифосознание. Разве что идея растянуть экранизацию романа на два сезона (второй ориентировочно ждем к концу 2025го) кажется не слишком верной. Через год у зрителя будут другие фавориты. «Люпен», финальную часть которого я так и не посмотрел, тому в подтверждение.

Режиссер: Алекс Гарсия Лопес, Лаура Мора Ортега 

В ролях: Клаудио Катаньо, Марко Гонсалес, Сусана Моралес, Сантьяго Васкес, Карлос Суарес, Джино Монтесинос, Эдгар Витторино, София Пас Хара, Херонимо Барон, Морено Борха, Элла Бекерра, Диего Васкес, Марлейда Сото, Акима, Ханнер Вильяреаль

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.