Слуги правосудия, Леки Э.

slugi_pravosudijaЭнн Леки «Слуги правосудия». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2015  (Первый роман цикла «Империя Радч»)

Социальные песни о главном или Гнилая справедливость антиутопии

Раньше никому бы не пришло в голову попробовать обмануть ее при расчете. Или попытаться отобрать деньги, вдобавок лишив жизни.

Да и сложновато было бы проделать такое с десантным кораблем космического флота Радча «Справедливость Торена».

Причем тут корабль?

Все просто. Она и есть он.

Точнее была им. Еще точнее – одним из вспомогательных компонентов корабля. Телом, лишенным сознания —  вместилищем для искусственного интеллекта.

Так продолжалось сотни лет. До последней аннексии. И пять лет после нее. А потом все изменилось. «Справедливость Торена» стал прошлым.

Выжил лишь один сегмент. Взявший имя «Брэк из Джерентэйта».

Сегмент, утративший почти все. Получивший взамен лишь жажду мести виновнику своей гибели. Виновнику, отомстить которому практически нереально.

Тому, кто как оказалось, способен разнести вдребезги всю империю.

 

В 2013-м году практически весь букет престижнейших фантастических наград собрало одно произведение  — Ancillary Justice.

Небюла, Хьюго, Локус. Добавляло в блюдо остроты то, что это был дебютный роман. Банк сорвала американская писательница Энн Леки, с детства любившая фантастику, и опубликовавшая ранее в различных изданиях всего десяток рассказов. Причем книга понравилась не только высоколобым интеллектуалам, но и обычным читателям (что совпадает не так чтобы и часто), потребовавшим от автора «писать исчо». Леки отказываться не стала, в 2014 и 15 годах выпустив вторую и заключительную часть трилогии «Империя Радч». На русском продолжения пока не выходили, но Ancillary Justice уже полностью в нашем распоряжении.

Проект небезынтересный, но далеко не идеальный.

Основной фишкой мира, созданного Леки, стали «изюминки» империи Радч.

Тщательно выстроенной и описанной. С хорошо проработанной религией (привет из Индии, да и местный телепродукт также явно берет начало в этой певучей стране), разветвленной и многоступенчатой паутиной взаимодействий внутри разных семей и кланов. Практикой испытаний, лишь пройдя которые, можно получить хоть какую правительственную должность. Плясками вокруг гражданства и его отсутствия.

При всем этом на первый взгляд – империя, как империя. Вездесущий владыка. Безудержное расширение границ. Убойный геноцид покоренных народов. Постепенная ассимиляция выживших. Жесткая иерархическая структура. Система отношений патрон – клиент (а это уже привет из Древнего Рима). Тотальная власть над гражданами.

Все как всегда. Если бы не два нюанса.

Первый – потрясающий искусственный интеллект, используемый на боевых кораблях Радча. Интеллект, вплотную приблизившийся к человеческому разуму. Способный не просто мыслить, принимать решения и делать выводы, но и свободно чувствовать.

И напрямую связанная с ИИ концепция вспомогательных компонентов.

Бывших граждан порабощенных государств, превращенных в «трупосолдат», тела без памяти, личности и сознания, передвигающиеся под управлением ИИ. Причем при каждой аннексии (захвате новой планеты), в компоненты переводится до половины взрослого населения.

Приятно смотрится описание действий подразделения Один Эск, состоящего из 20 сегментов под управлением корабельного ИИ. Отсюда красивые языковые конструкты типа: «я видела себя, стоящую на площади». Пускай у Винджа в «Пламени над бездной» похожая идея обыграна ярче, Леки тоже справилась неплохо.

Уже дважды, после «Обреченного королевства» Сандерсона наталкиваюсь на концепцию укрывания верхних конечностей, как идеологии. Но если у Брендона это касалось лишь женщин, то в Радче перчатками пользуются все поголовно. Причем не там ни тут не дается никакого объяснения столь оригинальному табу.

Второй момент – идеология империи.

« Цветок справедливости — мир. Цветок правильности — красота в мысли и действии. Цветок пользы — это Амаат, единый и нераздельный. Я — меч правосудия» — гласит молитва, произносимая каждым радчаайским солдатом поутру. Не просто идеологическая накачка о том, что наш строй самый передовой в мире, а наш любимый Радч — родина всех слонов. Каждый гражданин империи твердо уверен, что имперские корабли «несут исключительно распространение цивилизации, справедливости и правильности», не много ни мало «пользу для вселенной».

Почти каждый.

Да, кстати, религия, как вы уже поняли, играет в жизни Радча немаловажную роль. Ведь «Ничто не происходит случайно, но лишь по замыслу Амаата.»

Как вам такая антиутопия? Оруэлл небось обзавидовался бы.

Также хочется отметить забавные игры Леки с вопросами пола. Особенно в восприятии «Брэка из Джерентэйта», которая называет всех «она», и постоянно путается при попытке определить половую принадлежность. Интересно, Энн подразумевает  гендерные отличия как что-то слабо постижимое искусственным разумом? 

Но Леки не просто «нагоняет мрачняк», и ставит задачи по политологии, она ищет решения. Исследует психологию власти, ее влияние на различные психотипы, высших, средних и низших, межклановые и внутриклановые отношения имперской аристократии. Конфликты «своих» и «чужих» разных уровней. Гражданин — не гражданин, прошел испытания — не прошел, древняя семья – молодая, богатая – не очень и т.п.

Раздумывает о природе бунтарства, ведь в любом обществе неизбежно появляются те, кто сомневается в правильности избранного пути. Тем более что империи уже не одна тысяча лет, и Радч все же столкнулся с тем, с чем не в силах справиться силой.

Спрашивает себя, сможет ли эволюционировать личность под тотальным гнетом обожравшегося до невозможности уицраора Радча? А если дорогой диссидентства пойдет ИИ, тесно связанный эмоционально с пришедшимися ему по нраву офицерами-людьми? Каков путь развития личности, не имеющей души?

В общем социальная составляющая романа на высоте.

А вот к литературному воплощению имеются вопросы.

Причем дело не к самой структуре книги, тут все в порядке. Одна линия – современность и попытки дотянуться до вражеского горла (горл). Вторая – прошлое 20-летней давности и рассказ о том, как протагонист дошел до жизни такой.

Но.

— Несмотря на не очень большой объем, книга кажется изрядно залитой водой. Особенно первая половина. Чересчур много болтовни. Вроде как и нужной, но слишком уж плавно добирающейся до сути вопроса.

— Не идеальные главные герои. Точнее герой, ведь протагонист тут один – экс «Справедливость Торена». Во второй половине отчасти Сеиварден. Остальные подтанцовка, не более. Брэк мыслит, чувствует, старается, нам показывают, с чего начался конфликт, и его развитие, но полного сопереживания почему-то не возникает. Скорее всего, дело в некоей функциональности образа (эдакая Немезида), и слабом «шлейфе роли».

— Маловато действия. Это далеко не всегда плохо, есть произведения, где экшен практически не нужен и об его отсутствии не задумываешься. «Слуги правосудия» наоборот подразумевают периодические всплески активности героев. Но их на удивление немного.

Эрго. Социальная антиутопия с качественно проработанной магистральной идеей и парой хороших фантдопущений. А вот героев, и чрезмерную велеречивость отнести к удачам книги аж никак не получится. Хотя не забываем перед нами лишь первая часть трилогии.

В общем мило, но чтоб произвести такой фурор… Хм, неужто был настолько неурожайный на фантастику год?

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.