Скала с Арфой Эола — Алчак-Кая + фото

На восточном краю Сурожской бухты, отделяя Судакскую долину от Капсельской, бодрым крепышом застыл Алчак-Кая. Он не может тягаться в высоте с Соколом (152 метра над уровнем моря против 475). Или в длину с Карадагскими хребтами (протяженность Алчака около километра). Но в чем он никому не уступит, так это в настоящем горном характере. Ведь недаром все подножие, и море вблизи, усыпаны обломками скал, а таблички вдоль тропы неустанно предупреждают о камнепадах. Алчак – это гора. Настоящая гора. И легко шутить находясь от него на безопасном расстоянии – «названий у этой скалы больше, чем ее размер», легко понимающе качать головой узнавая перевод названия с крымскотатарского («алчак» означает «низкий», «кая»— «скала»). Но когда ты проходишь под потрескавшимися, многометровыми, нависшими над головой уступами, или карабкаешься по узенькой тропинке, над угрюмыми свинцовыми волнами, желание юморить по поводу высоты Алчака проходит очень быстро.

Да и не человеку с его метр-80 ростом, и максимум восемью десятками лет жизни шутить над горами. Гораздо лучше с ними подружиться.

Когда благоустроенная тропинка, зажмурив глаза, перебежит через Чертов мостик. Когда она, окончательно испугавшись, попросту растает среди мрачных валунов. Когда лишь чайки, срываясь в вольный полет тучами вьются над головой.

Когда особо широкая трещина с минуты на минуту обрушит на тебя тонны камня. Когда один неверный шаг по сыпучему склону способен уронить тебя на метры вниз, прямо на ждущие резцы утесов. Ты осознаешь это с абсолютной ясностью.

А потом приходит понимание. И восторг.

Есть несколько путей на вершину Алчака. Сразу над первым пляжем (возле грота). Возле Чертова мостика. И наиболее экстремальный, подальше – по отвесному склону. Выбирать вам. Но, возможность почувствовать себя настоящим скалолазом выпадает далеко не каждый день, не так ли? Вид с вершины горы – великолепный. По одну сторону раскинулся Судак, по другую открываются панорамы Меганома и Капсельской долины.

Чаек – масса. Причем непуганных. Они нехотя срываются в полет тогда, когда до человека остается буквально пара метров. Всем своим видом демонстрируя – кто именно хозяин здешних мест.

Спускаясь (или поднимаясь, если вы пойдете легким путем) не забудьте заглянуть в Эолову Арфу — сквозной грот, появившийся под воздействием ветра. Имя свое он получил от струнного музыкального инструмента XIX в. — воздушной или эоловой арфы (которая в свою очередь названа в честь бога ветра Эола). Играла она, как раз используя силу ветра. В давние времена грот, скорее всего, использовался в качестве храма (один из его проемов перегораживают остатки кладки, хотя так как раскопки здесь не проводились, быть уверенными на все сто, мы не можем).

По происхождению Алчак — окаменевший коралловый риф. То есть в те далекие времена, вокруг камня, возле которого ты присел отдохнуть после подъема, вполне мог наматывать круги в поисках добычи, какой-нибудь мегалодон. Ну и ладно. Я на него лучше в кино посмотрю. После здесь жили наши далекие предки, эпохи бронзы II тыс. до н.э., а от старой экипажной дороги в Капсельскую долину, некогда опоясывавшей Алчак, даже остались некоторые участки. Уже в 19 веке в местной кварцевой гальке обнаружили… золото. К сожалению, его оказалось совсем немного, хотя золотистый пирит и, мелкое самородное золото геологи находили здесь относительно недавно. В 1988 г. территория Алчака площадью 55 га была объявлена заповедным урочищем,  с благой целью сохранения ценных флористических и особенно геологических и минеральных комплексов. Соответственно проход к Казначеевой горе (так называли Алчак в 19 веке, в честь Александра Ивановича Казначеева – таврического губернатора в 1829-1837 гг., владельца судакских виноградников) платный – 30 грн. Правда можно обойтись и без затрат. Необходимо лишь подниматься на мыс левее пропускного пункта (сами не пробовали, но информация от людей вроде знающих). 

Уезжая из Сугдеи, я увозил с собой воспоминания не только о ласковом море, можжевеловом запахе или вкусе «Бастардо». Со мной также оставались полузатопленные валуны, серые потрескавшиеся утесы, Чертов мостик, гул ветра в Эоловой арфе.

Алчак.

Гора, занявшая место в моем сердце наряду с Демереджи и Карадагом.

Гора, по праву названная Горой

.

Запись опубликована в рубрике Крым, Природа, ФОТО с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.