Генри Лайон Олди «Свет мой, зеркальце…». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 г. (Серия: Азбука-Фэнтези)
Борис в Зазеркалье, или Отражающий символ вечности
Ямщик, литератор пишущий «ужастики», аж никак не предполагал, что поездка с женой на встречу одноклассников закончится столь нетривиально. Практически в ключе книг жанра хоррор. И вскользь брошенная перед зеркалом фраза «Свет мой, зеркальце скажи» перевернет всю его судьбу.
Отныне в жизни Бориса Ямщика объявился его зловредный двойник, а самому писателю приходится осваивать самое настоящее Зазеркалье. И получится ли наследнику Кинга вернуть все на круги своя, неведомо никому в обоих мирах.
Генри Лайон Олди никогда не ограничивались каким-то одним поджанром Страны фантазии. Даже за крайние пяток лет в их активе появились давно ожидаемые мифологические древнегреческие зарисовки («Внук Персея» (http://perekat.kiev.ua/внук-персея-книга-1-мой-дедушка-истре/ ). Старое доброе фентези («Циклоп» ( http://perekat.kiev.ua/циклоп-книга-1-чудовища-были-добры-ко-м/ ). Парочка визитов в Ойкумену («Волчонок. Волк. Вожак» ( http://perekat.kiev.ua/волчонок-волк-вожак-олди-г-л/ ) и «Побег на рывок» (http://perekat.kiev.ua/побег-на-рывок-олди-г-л/ ). И даже вариации на тему Времени и якутского (!) эпоса («Сильные» (http://perekat.kiev.ua/олди-сильные-пленник-железной-горы/ ).
И вот новый эксперимент от харьковского дуэта. Эксперимент с элементами хоррора.
Чем интересна стилистика ужаса и саспенса? Отнюдь не «пугательными» моментами, будоражащими ленивый мозг читателя, удобно устроившегося на диване. А, конечно же, отличной возможностью произвести психологический срез героев, поиграться с их страхами, комплексами, подсознанием, показать их истинную внутреннюю сущность. В критичных обстоятельствах вытащить на свет все похороненное глубоко под спудом воспитания, ханжества, условностей, морали. Причем не в далеких неведомых мирах, а у нас, под боком. На их примере продемонстрировать нам то, что автор желает нужным сказать данной книгой. Бросить кальку с проблем героя на впечатлительного читателя. Заставить его задуматься о людской природе. О своих поступках мыслях, действиях. Даст бог что-то подправить в собственной консерватории. Причем возможно препарировать как одного протагониста, так и целый город (доказано Стивеном Кингом, возьмем хотя бы «Под куполом» (http://perekat.kiev.ua/под-куполом-кинг-с/ ).
Олди в этой книге на город не распыляются, уделяя практически все внимание одному персонажу – снобу средних лет, выписывая перед нами натуральное «учение о душе» Бориса Ямщика. Человека неглупого и образованного, но пустившего свой талант на мелочи. Человека не слишком приятного в общении, но и не монстра. Человека горделивого, но знающего свой шесток. Человека пренебрегающего другими, но не до ответного мордобоя. Человека саркастичного, но не до открытого хамства. Нормального, среднего гомо сапиенс, попавшего однажды в абсолютно ненормальные обстоятельства.
Нас ждет практически полное погружение в главного героя. Его реакции, мысли, стремления, желания, мечты. Весь внутренний мир скромного труженика литературного фронта. Его эволюция под гнетом обстоятельств. Развитие характера, осознание некоторых вещей, психологические изменения. И это погружение дает возможность задуматься над некоторыми не лучшими чертами характера человека. Через призму Бориса Ямщика взглянуть на наши отношения с женщинами и женами. Присмотреться к отношению взрослых и подростков, отцов и детей. Проработать свои ошибки, и может быть изменить что-то к лучшему. Встретиться с одержимостью, опасливо прикоснуться к искушению, и поиграть в опасную лапту с самыми натуральными бесами.
Второй шикарной «фишкой» книги стало Зазеркалье. Зеркала и отражения в них всегда волновали людское воображение, таили в себе что-то неведомое. Кто тот, кого я вижу напротив? Мое второе «я»? Душа? Неведомый чужак? А если заглянуть дальше, за первое отражение? Что там скрывается, в таинственной глубине? Неужто еще один мир? Да, отвечают нам Г. Л. Олди, он самый. И раскрывают перед читателем этот самый мир, как живой. Мир, имеющий свои законы. Мир, вплотную завязанный на наш, и всерьез подверженный людскому влиянию. Ведь зеркала ловят эмоции, негатив, ненависть, отчаяние, воплощая их в мерзопакостных тварей. Мир, полностью зависящий от зеркал, воплощающих бытие. Мир со своими обитателями, добрыми и не очень. Мир, где бродят всамделишные беспокойные покойники. Мир, где кошки чувствуют себя как дома (я знал!). Мир, где дождь является самой страшной катастрофой для обитателей, а в темных неотраженных местах таится нечто ужасное.
И, конечно же, язык – эта сторона книг Олди уже долгие годы непременно радует читателей. Генри Лайон играют со словами как талантливый и опытный шулер с картами. Любя, вдохновенно, стильно, аккуратно, с душой. Выворачивая наизнанку, беря за живое практически каждым речевым оборотом, метафорой, ассоциацией. Разве что некоторая периодическая грубость героя воспринимается несколько непривычно-удивленно. С другой стороны, сколько можно приукрашивать литературу, если в жизни без соленого словца не обходится практически никто.
Да «Свет» получился больше эмоциональным, чем «думательным» романом, мозгу, привыкшему к большему напряжению во время чтения Олдей, чего-то не хватает. Зато «эмоционалка» наслаждается происходящим по полной программе.
Да, есть вопросы к Зазеркалью, и главный – откуда появился первый двойник? Что было раньше курица или яйцо? Вопрос вроде как не влияющий на сюжет книги, но жутко интересный с точки зрения мифологии данной вселенной.
Но при всех нюансах, посмотреть на еще одну грань таланта Громова и Ладыженского, побывать в интересном мире, созданном неординарными творцами, насладиться мощными психологическими этюдами было приятно. И хорошо. Весьма.
Эрго Любопытный эмоционально-психологический эксперимент от мэтров, ориентированный больше на душу чем на мозг, и открывающий нам писателя Генри Лайон Олди с еще одной интересной стороны.