Александр Бушков «Рыцарь из ниоткуда». — М.: Олма-пресс, 2004 г.
Бойцовый кот нигде не пропадет
Восьмого сентября 1991 года майор ВДВ Станислав Сварог окончательно уверился, что сошел с ума. Неудивительно. Сперва он стал проваливаться в землю, неглубоко, по грудные карманы форменной рубашки. Затем купаясь в ванной, вынырнул в реке, на берегу которой имел доверительную беседу с неким каганом Нохором, Великим мечом. С беспокойным товарищем-каганом майор разобрался, при помощи монгольского шамана Мэлсдоржа (дело происходило перед выводом советских войск из ставшей вдруг суверенной Монголии). Но это оказались цветочки. Ведь побывав за гранью, майору нестерпимо захотелось иных миров, иной жизни, иной судьбы.
По-видимому, он позабыл, что страстные желания имеют свойство исполнятся. Время от времени.
Это был как раз тот случай.
Сначала была боль. В нигде? В где то? Он не знал. Затем было много всего. Огонь, чудища, голоса орущие: «Назови свое имя!», галлюцинации, о которых он знал точно, что это они, и видения, в природе которых уверенности не было.
Сварог не знал, почему он не назвался. Из чувства противоречия, упертости может быть. Затем все закончилось.
Он открыл глаза.
Постель, окно, шелест листвы, запах травы. Странная одежда. Меч.
Вошедший мужчина с эмблемой змеи и чаши сообщил, что Станислава зовут – лорд Сварог, граф Гэйр, что у него есть замок, и все прочее, принадлежащее именно ему, Сварогу. А находится он на Таларе. Планета такая. В отдаленном будущем.
На вопрос, что ему здесь делать, последовало: «Да делайте, что хотите, право»
Как вскоре выяснилось, скучать ему не пришлось.
Александр Бушков – автор в последнее время довольно известный. Правда, больше благодаря своим детективным боевикам. «Пиранья» про «морского дьявола» Кирилла Мазура, крутого настолько, что к морю его не подпускают на пушечный выстрел. «Бешенная» о капитане шантарской милиции Дарье Шевчук, одной из первых женских персонажей на сугубо мужском поле игры. Чуть более слабая «Платина». Кстати все эти циклы засветились на кино или телеэкране.
Автор одиозный. Именно о Бушкове ходили слухи, про использование им труда литературных негров. И если обратить внимание на «американские горки» уровня его книг, возможно, что-то такое случалось.
Но мы сейчас говорим не о его способностях детективщика. Не о его исторических исследованиях и экспериментах (порой довольно интересных). Мы говорим о самой первой грани таланта. О Бушкове – фантасте. Причем весьма сильном и неординарном. Его «Господа альбатросы», «Лабиринт», «Великолепные гепарды» — мощные зарисовки, сделанные на высочайшем уровне. Но все же и в фантастике Бушков избрал своей стезей боевик.
Вот мы и подобрались к циклу о Свароге.
Сейчас, когда количество попаданцев в фантастике увеличивается в геометрической прогрессии, трудно поверить, что когда то их были единицы. Одним из пионеров был именно Станислав Сварог. Майор ВДВ, как бы пошло это не звучало. «Против гильдии колдунов», блин, как гласил анонс на «азбуковской» обложке 1996 года. Всегда было интересно посмотреть в глаза людям, пишущим издательские аннотации. И посоветовать им хоть наискось просматривать перед этим рецензируемые книги. Иногда такие перлы попадаются!
Так вот, «Рыцарь из ниоткуда».
Все вроде просто. Сперва кажется больно он мощный какой-то. Рыцарь то наш. Из ниоткуда. Мало того, что десантник, так еще и магических знаний в него насовали, и супер-топор подкинули, и собаку ему, подлецу, хельстадскую. Ага, и бабы его любят.
Вроде правда, но есть нюансы. Глянем пристальней на мир. Мир, в котором идет война. Невидимая для непосвященных, но от этого не менее страшная. Война с Великим Мастером, в наших краях известном как Сатана. Ну а вообще у него много имен. Война не только на духовном плане, за души так сказать, а во вполне физическом мире. У Князя Тьмы есть абсолютно телесные воплощения, да и сам не прочь изничтожить особо настырного паладина. Это не считая изрядного количества прихвостней и последователей Врага.
Ну а теперь прикиньте, достаточно ли для такого противостояния (в которое Сварог вскоре погружается с головой) рукопашного боя, умения дышать под водой, создавать пищу и сигареты из воздуха? Даже если не забывать о рубящем все что попало топоре. И изрядном везении.
То-то же. Все познается в сравнении. Противостоящих сил.
Плюс, Сварог идет по пути Ван Дамма, а не Сигала, что всегда добавляет интереса к произведению. (Жан-Клод по пути к победе в финале преодолевает кучу неприятностей, регулярно получая по морде, в отличии от Стивена, который выигрывает практически без видимых усилий).
Сам по себе Талар также место интересное. Мир, в котором слилось несоединимое.
Поверхность планеты, где смешались в кучу кони-люди. Пулеметы, магическое оружие, вампиры, наемники, принцессы. Масса королевств, баронств, герцогств, где идет своя игра, щедро сдобренная приправой из нечисти, интриг спецслужб и древних пророчеств. У ларов налицо межзвездные корабли, высочайший уровень развития маготехники, вырождение, замшелые традиции. Эдакий Версаль периода упадка. Куда, кстати, уже проник Враг (во что пока никто не хочет верить до конца).
Огромное количество жутко интересных тайн, загадок, недомолвок, создающих гармоничный, полнокровный, притягивающий мир. Который хочется изучать и изучать, наслаждаясь каждым мигом.
Дальше.
Язык. Яркий, язвительный, насыщенный, вкусный. В чем Бушкову не откажешь, так это во владении речью. Он один из лучших в этом аспекте.
Позитивный настрой. Невзирая на все потери, неприятности, сложности героев «Рыцарь из ниоткуда» вещь сугубо оптимистичная. Ведь здесь человеку под силу все. Для достижения цели нужно лишь выложиться до конца, совершить невозможное, и немного больше. Ведь мы же люди!
Читая эту вещь, хочется втянуть живот, распрямить плечи, сделать еще что-нибудь не менее мужественное и героическое. То, чего нам так не хватает в наше мире.
Эрго. Один из лучших циклов в отечественной фантастике, перечитываемый регулярно, и с большим удовольствием.
P.S. Напоследок один нюанс. В первую очередь имеет смысл читать таларскую линию. Это – «Рыцарь из ниоткуда», «Летающие острова», «Нечаянный король», «Железные паруса», «По ту сторону льда», «Чертова мельница».
Так называемые «Глюки Сварога» — «Чужие берега», «Чужие паруса», «Чужие зеркала», «Пленник короны», «Враг короны», «Спаситель короны» и полностью провальная «Печать скорби» гораздо слабее основной линии, и, вполне возможно, написаны как раз пресловутыми «неграми». К этим книгам обращаются настоящие любители цикла, если очень хочется прочесть еще что-нибудь про Сварога, а основная линия давно перечитана.
p
Умная и содержательная аналитика. Прочитал несколько лет назад цикл и сам провалился в фантастический мир Талара. На статью наткнулся, ностальгирую по герою. Спасибо.
Што, никто не кинул какашку в бушкова? Ну, буду первым. 😀
Ты сперва перечти, а после по существу кидай, а не по площадям