У истоков единой Англии, или Олдермен, спасший Уэссекс
9 век. Англия. Юный Утред (Дреймон), ребенок олдермена замка Беббанбург, ясно представлял свой дальнейший путь. Верный меч в руке, да слово отца, указующего, куда направить оружие.
Вот только даны, вторгнувшееся на земли Англии, видели его будущее по-другому.
И вот он уже пленник, а следом юноша, принятый в род одного из ярлов. И теперь подросшему Утреду, сыну двух народов, нужно отыскать свой путь в вихре кровавой борьбы между саксами и данами за владычество над туманным Альбионом.
При съемке исторических сериалов обычно используется два подхода. В первом случае постановщики стараются по мере возможности придерживаться исторических фактов («Рим» (http://perekat.kiev.ua/rome-рим-сериал-2005-2007/), «Николя ле Флок» (http://perekat.kiev.ua/nicolas-le-floch-николя-ле-флок-сериал-детектив/). Апологеты второго («Викинги», «Спартак») обращая мало внимания на фактаж, опираются на харизму протагонистов и атмосферность. Создатели The Last Kingdom попытались совместить оба течения.
Сериал снят по серии книг английского писателя и репортера Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники» (11 томов), широко известного у нас «Приключениями Ричарда Шарпа».
Да, с одной стороны очевидно, что постановщики Королевства не могут похвастать огромным бюджетом. В первом сезоне нам покажут три битвы. Одну драку на пару десятков человек. Относительно крупную дебютную стычку, в которой участвует несколько сотен статистов. И финальное сражение. Остальные поданы по примеру начальных частей Игры престолов, «в стиле Джонни, сделай монтаж» (когда показывают подготовку и последствие сражения, а само оно остается за кадром).
В дебютной стычке операторы в основном стараются использовать крупные планы, не злоупотребляя «общаками». Вроде и набрали массовки на приличное затравочное сражение, но кроме непробиваемой, почти гномьей стены щитов викингов (привет от Джона Сноу и прочих бастардов), батальных идей больше не отыскалось. Вот и приходится уходить на «крупняки» и детали, хоть так создавая атмосферу большой битвы, той самой, где «шум, пальба и дикие крики». Что характерно, почти получается.
Лишь финальное сражение вышло знатным, хотя с точки зрения тактики весьма спорным (тактических изысков в этот проект откровенно не завезли). Да и эскапада Утреда почти наверняка завершилось бы его скорой гибелью, а не переломом в битве.
Также нам подарят, не поскупятся, пару заводных поединков. Отдельное спасибо за разную форму щитов у противоборствующих сторон, будто в форму ребят одели для удобства зрителей. А вот за увлечение выпадами, наоборот, незачет, мечами того времени в основном рубили. Как и за упорное игнорирование копий и луков.
Зато к мелочам, из которых состоит жизнь древних саксов и данов 9 века, постановщики подходят внимательно, тщательно и с уважением.
Аутентичные одежда, оружие, доспехи, внутренний быт поселений. Хилые деревянные укрепления с невысокими бревенчатыми стенами. Вечная грязь, которую месят все от раба до короля. Деревяшки для перехода через особо изгаженные места на центральных улицах столиц. Даже Уэссекс, способный похвалиться каменными домами и стенами, не избавлен от этой напасти. Замурзанные лица героев, вечно грязные ногти. Простые нравы язычников, их легкое отношение к телесным утехам и гигиене, молодецкие забавы и пиры. Показное благочестие саксов. Насилие, убийства, обычная жестокость и мизерная цена человеческой жизни (сцена со святым Себастьяном показательна). Меж тем постановщикам «Королевства» удается обойтись умеренным натурализмом. Передав особенности эпохи, но не скатившись в чрезмерную чернуху и откровенный трэш, как тот же «Викинг» или Герман.
Масса времени уделяется религиозным противостояниям между саксами-христианами и язычниками-данами, что вполне логично. Любопытно наблюдать за разницей в религиозных подходах этих племен. Если у викингов кроме Утты почти никто не заморачивается частыми советами с богами и обращением к асам, то христиане без упоминания Имени Божьего, крестного знамения, молитв и разговоров о религиозном рвении даже на горшок не ходят.
Причем, насколько можно судить, не вникая глубоко в историческую литературу (в наших пенатах период экспансии викингов в Англию не так популярен, как те же времена Вильгельма Завоевателя), у постановщиков получается более-менее придерживаться исторической канвы, не придавая героям черты «попаданцев» из другого времени, и не приписывая реальным личностям чужих заслуг.
Наглые воины данов. Саксонские короли-марионетки. Разобщенность английских королевств. Спокойная уверенность викингов и нервозная тревога местных обитателей.
Отлично показана природа туманного Альбиона, выступающая в постановке одним из главных героев. Степные просторы Британии, меланхоличные болота, обширные леса, закаты и рассветы – все прекрасно и умиротворяюще. Создавая разительный контраст с людской возней. Что особо примечательно, мы погостим во всех временах года, узрев острова и в буйстве лета и в тихом спокойствии зимы.
Отдельное спасибо за этюд о том, как в те времена создавались состояния, дававшие начало многим богатым, богобоязненным и благонадежными семействам Европы. Как и за бриттов, которые «не чесаны и не бриты».
Главный герой харизматичен, отважен, местами туповат, и понятен любому зрителю. Им движут привычные для нас побудительные мотивы – месть, желание разбогатеть и вернуть несправедливо отнятое. Причем у Александра Дреймона получилось передать юность персонажа, особо четко видную на фоне здоровых мужиков-терминаторов из викингов. Утред – эдакий жизнерадостный мальчишка, с трудом осознающий свою смертность и способный поэтому на абсолютно безумные поступки. Отдельной линией проходят метания между воспитавшими его данами и саксами, способными помочь вернуть родные земли Беббанбурга, добавляющие образу глубины и выводящие его на хороший трагический уровень. Сюда присоединяется влюбленность к Бриде, и необходимость мести за Рагнара, тянущие его в сторону данов. Усиленные позднее мистической королевой. За саксов «голосуют» крепнущая дружба с лучшим бойцом саксов Леофриком и женитьба. Так и будет его носить между сторонами долгое время. Перчику в это блюдо добавляет несогласие воспитанного язычниками Утреда с некоторыми нюансами христианского подхода к жизни. Пускай полководца, как у Корнуэлла, мы пока не видим (да и выглядел книжный Утред иначе, перед нами классика типа Джека Ричера и его экранного воплощения), но впереди еще три сезона.
По сети бродит информация о том, что Утред Беббанбургский на самом деле был предком Бернарда Корнуэлла.
Второй главный протагонист проекта – Альфред Великий (Дэвид Доусон «Лютер», «Острые козырьки»). Изрядный бабник, умный политик, коварный правитель, позднее крайне религиозный человек. Первый из британских монархов, называвший себя королем Англии. Что было откровенным пропагандистским ходом. До упомянутого уже Вильгельма, того, кого как раз по праву называют создателем единого Английского королевства, оставалось без малого две сотни лет. Одной из отличительных черт Альфреда была «телесная слабость». В сериале ее показывают довольно скромно, а вот в книжном цикле Корнуэлла болезни короля посвящено больше внимания. По мнению Бернарда, Альфред страдал желудочно-кишечной недостаточностью и просто физически не мог есть мяса и молока. Еще одна неаппетитная книжная подробность состоит в том, что вследствие постоянного несварения от короля исходила сбивающая с ног вонь, которую тот же Утред называл «чрезмерной». Пускай в реальности, похоже, Альфред был более умелым воителем, чем в сериале, здешний образ тоже получился знатным.
Да, большое количество разговоров о единой Англии изрядно раздражает и является явным анахронизмом. Но это один из немногих разочаровывающих моментов сериала.
Эрго. Приятный, пускай и бюджетный исторический проект с качественным протагонистом, интересным Альфредом, хорошей атмосферой и вниманием к деталям эпохи.
Режиссер: Ник Мёрфи, Энтони Бирн, Бен Чанан, Питер Хор, Джон Ист
В ролях: Александр Дреймон, Иэн Харт, Эмили Кокс, Тобиас Зантельман, Дэвид Доусон, Рюн Темт, Томас В. Габриэльссон, Петер Ганцлер, Эми Рен, Адриан Бауэр, Брайан Вернел, Мэттью Макфэдьен, Рутгер Хауэр, Джозеф Миллсон, Шон Джилдер, Чарли Мёрфи, Николас Роу, Алек Ньюман, Николет Барабас, Ева Бертистл, Лоркан Кранич