Сергей Лукьяненко «Порог». — М.: АСТ, 2019 г. Серия: Космос Сергея Лукьяненко. (Цикл «Соглашение»)
Убийственный контроль разума, или «Если однажды шагнешь за порог»
Будущее. У человечества все в ажуре. Гомо сапиенсы вышли в космос, полетели к звездам, и даже присоединились к Соглашению цивилизаций 5-го уровня. Оказывается, разум во Вселенной не редкость. Вот только цивилизационных высот и межзвездных перелетов достигают немногие. В основном по собственной вине.
Зато те, кто достиг, чувствуют себя в шоколаде. До тех пор, пока какое-то время назад несколько цивилизаций, стоящих на пороге качественного скачка, не настигли серьезные неприятности.
Возможно ли, что это не случайность, и следующими в списке таинственной силы находятся участники Соглашения?
Сергей Лукьяненко («Застава» (http://perekat.kiev.ua/застава-лукьяненко-с/ ), «КВАZИ» (http://perekat.kiev.ua/кваzи-лукьяненко/ ) в последние годы чересчур увлекся копанием в политической грязи, и «писательством» в соавторстве. Кроме зомби-дилогии (очередной (последний?) Дозор вынесем за скобки) вспомнить особо нечего.
Посему возвращение Сергея в космос: место, где происходило действие многих его удачных книг, ожидалось с интересом.
Вышло оно небезгрешным, но в целом зачетным.
Предваряет роман список действующих лиц (популярный прием среди западных писателей объемных фентезийных романов, типа того же Эриксона (https://www.mirf.ru/book/malazan-mir-stivena-eriksona) и небольшой глоссарий. С самого начала видно, что автор соскучился по миротворчеству. Он дарит нам пять (четыре?) продвинутых чужих рас, из которых близко мы познакомимся с двумя.
Таинственными, древнейшими Ракс, первейшими интеллектуалами, главной загадкой изведанного космоса. Существами, населяющими лишь одну планету, покидающими ее в количестве не больше двух (в исключительных случаях — трех) за раз, причем в искусственных телах. Придумавшими самый опасный способ путешествий меж звезд – перемещение. То, что способно полностью изменить вселенную.
Представители Халл-3. Ироничные кроты, ценящие юмор и генетические изменения, возвращающие им зрение.
Плюс две цивилизации ранней степени развития (все разумные в «Пороге» делятся на пять уровней, первый – до-технический, пятый – межзвездные перелеты).
Одна – копытные прямоходящие травоядные с интересными структурами семей и забавной верой в хищников, которые не должны воевать меж собой.
Вторая – уникальная дуальная цивилизация Невара. Звездной системы, где одновременно развилась гуманоидная и фелиноидная (псевдокошачья) цивилизации. Отличаются непостижимым миролюбием по отношению к соседям по системе, и еще рядом любопытных особенностей.
У наших отдаленных потомков, как я уже сказал, все путем (довольно нетипичный взгляд на наше будущее, обычно все ровно наоборот; правда, как выясняется к финалу, и в здешней реальности имеются нюансы). Человечество едино, активно покоряет космос, максимум, что позволяя себе из пережитков тяжелого прошлого: легкое, плодотворное соперничество меж людскими расами (прям, Полдень, блин). Правда, даже при таких раскладах Лукьяненко не преминул подколоть американцев. По словам здешних выходцев из США: «Америка должна быть лучшей среди равных».
С фантазией у Сергея всегда было в порядке. «Порог» напоминает, что писатель не до конца растерял это умение. Разные способы межзвездных перелетов, вплоть до фатального для вселенной. Интересные «фишки» чужих рас, их социальных и личностных взаимоотношений. Лукьяненко даже инопланетный язык в сюжет вводит. Правда, что именно перед нами: бессмысленный набор букв или нечто большее, сказать сложно. Разве что стоит помнить, что на создание полноценного языка требуются годы и десятилетия кропотливого труда (доказано J.R.R).
Нас ждут исследования и заметки по ксенопсихологии, густо замешанные на сексе. Элементы детектива. Активное приключение «в тылу врага». Размышления на тему склонности разумных существ к саморазрушению. О развитии разума, его агрессивности и о войне. Космическом «взгляде в спину» и его воздействии на цивилизации.
В романе три линии. Основная – корабль гомо сапиенсов, перевозящий группу ученых разных рас к миру, ставшему ключевым для Соглашения, и дальнейшие приключения обитателей «Твена». Вторая – команда первого межзвездного корабля с Невара, как полагается, несущего экипаж наполовину из гуманоидов, наполовину из кис.
И те самые копытные с Соргоса, где как раз разгорается ядерная война, на примере которой мы еще раз сможем увидеть, как умирают цивилизации.
Экспозиция романа фактически затягивается на полкниги. Все это время практически ничего не происходит. Сергей крайне неторопливо знакомит нас со своим миром, особенностями рас Соглашения и отношениями меж ними. Да, я помню, что перед нами, по-видимому, начало длинного цикла (дай бог, чтоб не повторилась ситуация с бесконечными Дозорами), но как-то слишком уж плавно происходит погружение в эту вселенную. Зато после экватора, когда герои, наконец, сталкиваются с проблемами лицом к лицу, напряжение стартует по нарастающей.
Лукьяненко не позабыл, как удерживать читательское внимание, и приключения второй половины книги это наглядно демонстрируют. Особенно интересно, как персонажи будут справляться с промежуточной перипетией, перевернувшей их мир с ног на голову. И даже когда находится стратегическое решение, чтобы воплотить его в жизнь, героям придется постараться.
При такой структуре книги очевидно, что потенциальная угроза участникам Соглашения, и ответ на вопрос о том, что же может навредить вселенским суперинтеллектуалам Ракс, остается на следующие книги цикла.
Персонажей к достоинствам «Порога» не отнесешь. Особенно серенькими и шаблонными вышли представители человечества. Высокоморальный капитан и его сексуальный помощник. Юные кадеты, из которых выделяется разве что целеустремленный Тедди. Ученые – фанаты своего дела. Чужие получились поинтереснее. Сполна и с удовольствием познающая жизнь Третья-вовне из Ракс. Приколист и сибарит Уолр с Халл-3. Хотя людского в них все равно выше крыши, чужеродные черточки Сергею передать удалось.
В общем, книга съедобна, но несколько вторична по отношению к зарубежной космофантастике, тому же Брину с «Бытием», Гамильтону с «Содружеством», Кори с «Пространством», Флинну с «Танцором», и прочим Леки с ее «Радчем». Что впрочем, не удивительно. Тамошние ребята книги пишут, а не тратят львиную долю времени черт знает на что.
Эрго. Небезынтересная, но далеко не шедевральная приключенческая космическая фантастика (точнее вступление в цикл), стоящая «на плечах великих». Долгая раскачка, слабенькие персонажи отчасти искупаются любопытными «чужими», напряжением второй части романа, интригой на будущее. Вот только клиффхэнгер, уместный в сериале, серии которого выходят каждую неделю, смотрится моветоном в книжном деле, где сколько именно ждать следующую часть, неведомо никому, кроме Аллаха.