Планета обезьян: Новое царство (Kingdom of the Planet of the Apes), 2024 — рецензия (обзор)

По-настоящему межрасовые отношения, или Эволюция на марше

Прошли сотни лет с момента событий, показанных в «Войне». Люди практически вымерли, а те, что уцелели, утратили речь и большинство интеллектуальных функций, превратившись в животных, называемых «голокожими». Приматы также не слишком развили социум, обитая первобытно-общинным строем в племенах-кланах.

Юный шимпанзе Ноа из Орлиного клана был уверен в своем будущем. Добыча яйца повелителя небес из самого высокого гнезда, должная поднять статус Ноа в племени. Церемония, связывающая его с будущим птенцом. Да и глазки очаровательной Суны все больше манят.

Но следующей же ночью все летит в тартарары. Сперва появление дикарки-голокожей, а следом боевого обезьяньего отряда, вооруженного диковинным оружием, полностью меняет жизнь Орлиного клана.

Теперь Ноа предстоит отправиться в опаснейшее путешествие, чтобы попытаться спасти живых сородичей и отомстить за мертвых. Путешествие, немаловажную роль в котором сыграет та самая голокожая, с которой все началось.

 

Перезапущенная в 2011 году трилогия «Планета обезьян» (Восстание, Революция, Война) радовала публику шикарными приматами, красивой картинкой и недурными этическими вопросами.

Четвертая часть франшизы впервые решила обойтись без шикарного Цезаря, перенеся действие на три сотни лет вперед после завершения третьей серии.

Визуал с приматами по-прежнему хороши, а вот задор лента несколько поутратила.

Любопытен и спорен подход постановщиков к развитию обезьяньего общества. Они  сочли, что приматы, собственными глазами видевшие, отлично помнящие и пользующиеся достижениями гомо сапиенсов (как минимум «стволами») откатятся на уровень первобытно-общинного строя, удовлетворившись в своих достижениях разведением огня и приручением лошади (колеса, собаки, других домашних животных и любого производства хотя бы уровне кузницы я у них не заметил). Да, эволюция социума дело небыстрое, особенно на ранних стадиях (это более поздние столетия типа 19-го, а особенно двадцатого рванули в плане изобретений с места в карьер). Однако три сотни лет, база в виде свежего трупа людского общества и такая деградация? Как вариант, перед нами осознанный выбор Цезаря с последователями, решившими осадить прогресс до уровня первобытных бибизян, благородных варваров и прочих индейцев с тотемными зверями? Тогда они не учли следующей ступени общественного развития – рабовладельческого строя, который кроет как бык овцу своего предшественника. Посему так просто повергают в прах первобытные кланы воины царства Проксимуса (с латинского «следующий», с прибавлением Цезаря, которое, как и в нашей истории, из личного имени, похоже, становится титулом – получаем Следуюший Цезарь). Парня, который к бодрому рабовладельческому насилию добавляет управление массами, пропаганду, промывку мозгов — достижения позднейших времен из более продвинутых общественных формаций (жаль создатели ленты не выстроили линию осознанной контрпропаганды от Мэй, орлиные песни это все же не то). Согласно которым он уже выглядит не тираном-кровопийцей, а прогрессивным крепким государем, пускай извращающим слова Мессии, зато заботящимся о подданных и размышляющем об эволюции и будущем («Люди — враги навсегда, если не хотим жить в клетках — их надо убить», и где он неправ? «Люди двуличные — им нельзя верить» — опять же возразить нечего). И в дополнение мысль Ноа: «Люди хотят, чтобы все на свете было только их».

Сюда же примыкает морально этическая основа картины. Способен ли гомо сапиенс на равноценное партнерство и сотрудничество с иным разумным видом, если он даже представителей собственного рода стремится изничтожить? Смогут ли жить в согласии на одной планете два вида? Или хомяк разумный только и может, что убивать, да запирать за решетку?

Картинка хороша. Постаповские элементы сплетаются с природными красотами. Едва видные рельсы, уходящие в скальный тоннель, символизирующий запретное место для наивных «орлиных» шимпанзе. Заросшие скелеты высоток, напрочь затянутые лианами, на которых гнездятся тотемы клана. Фонари посреди леса (привет из Нарнии?). Насквозь проржавевшие остовы кораблей, используемые как жилье. Тишина и пустынность нетронутой природы (а где дикое зверье, кстати?). Живописные водопады. Вековечные леса, через которые путешествуют герои. Прибрежные дюны с прибоем и чайками. До Аватара, с которым его сравнивали по красоте, фильму далеко, но тоже недурно.

Отдельное спасибо за обезьян. Казалось бы, за трилогию Цезаря уже можно было привыкнуть к их естественности, ан нет. Все равно поражаешься мимике героев, их «игре лицом», великолепно читаемым выражениям на заросшей компьютерной морде.

Дополняют вкусную картину инстинктивные особенности приматов. Каждое «до печенок» затрагивающее действие они сопровождают уханьем, оскалом, повизгиванием и прочими привычными классическими обезьяньими звуками (как это на постановщиков в суд не подали за расизм).

И быт клана. От высоченных жилых башен (и не просто башен, а еще одного привета от людского мира) с открытыми стенами (чтобы орлы беспрепятственно летали). До непременной повязки на руке для тотемных птиц. Единственного, похоже, в клане воина и главного охотника (эдакий Ходок, кто помнит, откуда этой первобытный персонаж?). Обилия рыбной диеты (спасибо крылатым рыболовам) и коптильни. Из оружия, кстати, у орлиного клана мы увидим лишь пращи. Да и в прочих моментах к организации и жизни здешнего социума больше вопросов, чем ответов.

Людских персонажей мы увидим аж две штуки.

Мэй (Аллан («Ведьмак», «Третий день») – поразительно сообразительная голокожая с уймой секретов и единственными в картине штанами.

И старый уставший книжник (Мэйси («Фарго», «Линкольн для адвоката»), которому бойкие девицы не дают спокойно дожить отпущенный век.

В наличии пара приятных юморных моментов, как-то философ-орангутан с его размышлениями об ущербности человека, фраза «взгляд у голокожего разумный, как у обезьяны», или первого ругательства, освоенного здешним приматом.

Экшена в ленте негусто, но то, что есть, смотрится достойно, запоминается речная охота да финальное утопление.

При всех достоинствах, лента уступает частям при участии Цезаря. Может Тигу и его Ноа не хватает  харизмы Серкиса. Может мир наследников Цезаря выглядит слишком схематично. Может локальность истории смущает. Может влияет то, что много важного действия происходит в темноте, не давая как следует разобрать происходящее (так обычно экономят скромный бюджет, но это вроде как не случай 160-лимонного Царства). Может слабое участие людей действует не лучшим образом. Все же привыкли мы к большей концентрации людских морд на экране.

Эрго. Традиционно красивое и радующее естественностью приматов продолжение «Планеты». Но чего-то недостает.

Режиссер: Уэс Болл («Бегущий в лабиринте»)

В ролях: Оуэн Тиг, Питер Макон, Фрейя Аллан, Кевин Дюран, Трэвис Джеффри, Уильям Х. Мэйси, Дичен Лакмэн, Ика Дэрвилл, Лидия Пекхэм, Нил Сэндилэндс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.