Перекресток Миллера (Miller’s Crossing), 1990

kinopoisk.ruЭтика – непременное качество мафиозо или Нуару здесь место

Америка. Ориентировочно 30- е годы.

Том Рейган (Бирн), несмотря на тлетворное влияние окружения, сумел остаться весьма неглупым, и даже в чем-то моральным человеком. Ни тупые громилы его босса, ни скользкие как угорь дельцы, ни даже самолично хозяин города, вспыльчивый босс ирландской мафии Лео O’Бэннон (Финни), не заставили Тома уподобиться худшим представителям городского дна.

Облаченный в невозмутимую иронию, как в броню, Рейган уже долгие годы стоял за левым плечом O’Бэннона, руководствуясь принципом меньшего зла.

Потому, когда конкурент ирландцев Джонни Каспар (Полито) возжелал грохнуть некоего Берни Бернбаум (Туртурро) вроде как сливающего информацию о договорных боях, Том советовал Лео отдать Берни, и забыть о его существовании. Одна смерть, или бойня между ирландцами и итальянцами?

Но Лео уперся, он, видите ли, пообещал Бернбауму защиту. Хотя на самом деле O’Бэннон просто «запал» на сестру Берни Верну (Харден).

А значит, война банд становится фактически неизбежной. Ситуация усложняется и тем, что на Верну «запал» не только Лео. Но и сам Том.

 

В конце 80-х о братьях Коэнах еще мало кто знал. На их счету было всего две картины, и хотя братья уже явили свету свои фирменные «примочки», как то черный юмор, и приверженность жесткому стилю, по большому счету Коэны оставались темными лошадками.

Тем удивительней стало появление ленты с бюджетом в 14 лимонов баксов (не самый огромный, но и не самый малый на то время), по собственному сценарию Коэнов с использованием посильной помощи одного из основателей «крутого детектива» Дэшила Хэммета.

Скажу сразу, в прокате лента талантливо провалилась, но впоследствии стала фактически иконой жанра, одним из лучших фильмов Коэнов, и по версии журнала «Time», вошла в сотню лучших кинокартин, появившихся с момента возникновения издания.

 

Фильм действительно достойный. В первую очередь лента радует атмосферой и постановкой. Абстрактный город (отыгрываемый Новым Орлеаном), абстрактное время (ясно лишь, что до войны). Непременные шляпы (без которых герои даже в сортир не ходят), томми-ганы с вместимостью магазина как у пулемета «Миниган», полное отсутствие положительных героев, культовые машины и стильная одежда, множество камерных съемок в полутемных помещениях, сценарий, написанный в соавторстве с самим Хэмметом, собаку съевшем на нужном Коэнам материале, отлично расставленные акценты. Все это с первых кадров окунает зрителя в пресловутую нуарную драму.

Особого боевика от ленты ожидать не стоит. Нам покажут аж две перестрелки, благо хоть легендарные пистолеты-пулемёты Томпсона используют по полной.

Вторым немаловажным плюсом картины стали актерские работы.

Стоит отметить Туртурро (Бернбаум), успевшего передать за отведенное ему время фактически весь спектр людских эмоций.

Обоих мафиозных боссов, вспыльчивых, нервных (нелегкая у них работа), таких одинаковых и таких разных.

Да и второстепенные персонажи типа демонического Датчанина (Фримен), или забавного певца-громилы Фрэнки (Старр) не подкачали.

И конечно Гэбриела Бирна, создавшего отличный образ крутого парня. Невозмутимого. Ироничного. Умного. При этом в отличие от стандартных негативных героев (да и позитивные у них те еще ангелочки) Чейза или Чандлера, человека не полностью утратившего моральные ориентиры. К примеру, убийство долгое время будет для Рейгана табу.

Обвинить Тома можно лишь в излишней увлеченности ставками, азартными играми, при жутком невезении в них. Да чрезмерной удачливости в вопросах здоровья. Причем такого запредельного уровня, что он, к примеру, невзирая на частый и плотный контакт с кулаками оппонентов, ни разу не получил ни одной серьезной травмы.

Да к мотивации персонажей, в частности постаревшего Лео, или того же Рейгана возникает немало вопросов. Как и к тому, куда это он подался в финале (типа новый Том не может оставаться на месте, где жил старый?).

Уровень интриги, тоже, если честно, мог быть повыше. Понятно, что из-за юбки (точнее хитона), не только бандитские разборки возникали, но и Троя рушилась (экономика тут, конечно же, не при делах), но все же, как то мелковато.

Хотя все эти моменты вылазят, только если начать тщательно присматриваться. Чего во время просмотра делать абсолютно не хочется. Охота лишь наслаждаться стилем ленты и работой постановщиков да актеров.

Да и рассуждение об этических вопросах в устах преступников выглядит просто отменно. Мафиозо, сокрушающийся о безнравственном нарушении договорных отношений – это «пять».

А еще круче, когда эти самые вопросы оказывают непосредственное влияние на жизнь героев.

Эрго. Стильная, атмосферная нуарная драма, недостаточно внимания уделившая мотивации героев, но снятая настолько качественно, что позволяет без проблем не обращать на это внимание.

Режиссер: Джоэл Коэн, Итэн Коэн

В ролях: Гэбриел Бирн, Марша Гей Харден, Джон Туртурро, Джон Полито, Дж. Э. Фримен, Альберт Финни, Майк Старр, Аль Манчини, Ричард Вуд, Thomas Toner, Стив Бушеми, Марио Тодиско

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.