Лондонская фурия на охоте, или Из личной жизни маньяка
Полицейский суперинтендант Стелла Гибсон (Андерсон), приехавшая в Белфаст для помощи в расследовании резонансного убийства, аж никак не ожидала наткнуться в столице Северной Ирландии на самого натурального маньяка.
Однако факты вещь упрямая, и, похоже, в Белфасте орудует серийный убийца, имеющий зуб на успешных женщин.
Ситуация усложняется сложной криминальной обстановкой в городе, коррупцией среди правоохранителей, политическими интригами вокруг руководства местной полиции и новоприбывшей звезды из Лондона.
А значит, мисс Гибсон придется мобилизовать все свои мозговые ресурсы и сыскарские навыки, чтобы поймать преступника. Оставшись при этом в живых и не погубив свою репутацию.
Детективных сериалов нынче снимается огромное количество, и найти среди них достойные — задача не из легких. Причем в последнее время все больше внимания привлекают европейские телепроекты, такие как «Мост» (http://perekat.kiev.ua/мост-bron-broen-the-bridge-сериал-2011/), или американские ремейки типа «Убийства» (http://perekat.kiev.ua/убийство-the-killing-сериал-2011/).
Наткнувшись на британский сериал The Fall, тем более с обновленной внешне Даной Скалли, пардон Джиллиан Андерсон, решил посмотреть, что там наснимали гордые бритты (после «Лютера» (http://perekat.kiev.ua/лютер-luther-сериал-2010-2015/) телепродукция из этой страны мне не попадалась).
Оказывается, постановщики «Краха» решили пойти вторым путем создателей детектива, и раскрыть для нас с вами личность преступника с самого начала (смотри, например «Мерзлая земля» (http://perekat.kiev.ua/мерзлая-земля-the-frozen-ground-2013-рецензия-обзор/ ). Первый, более распространенный вариант, понятно, когда убивец неведом ни детективу, ни зрителю до самого финала.
Причем не просто вскрыть его личность, а уделить ему внимания никак не меньше, чем положительным героям в лице суперинтенданта Гибсон.
Вербрюгген с командой решили вывернуть маньяка перед нами буквально наизнанку, тщательно показав его семейную жизнь (как это чаще всего бывает он отменный отец и муж), рабочие будни на службе обществу, любовь к детям, выбор жертвы, выслеживание добычи, нападение и тщательное складирование трофеев.
Но, будем честными, при всех подробностях его маньяческой карьеры, и даже рассказе о первой студенческой попытке насилия, так и остается непонятным как антагонист дошел до жизни такой. Что именно повлияло на его формирование как серийного убийцы. Какие психологические ошибки он допустил. Где недоработал над собой, почему дал себе волю и пошел на убийства.
А жаль, ведь если уж вы решили сделать душегуба полноценным участником сериала, истоки его темной страсти будут не менее важны, чем настояшее (лишь в самом финале нам дают чуть больше информации об истоках его темного увлечения).
Зато его двойной сущности постановщики уделили повышенное внимание. Вот он примерный семьянин и отличный отец, а вот он же в маске выпускает своего мистера Хайда и по полной наслаждается жестокими убийствами. Практически без перехода.
Сыграл Джейми Дорнан злодея очень ровно, полностью в ключе «незаметный винтик в машине социума», и если честно, никакого особого «внутреннего состояния преступника» в своей первой ипостаси он не демонстрирует (хотя, возможно это классическое раздвоение личности – внятного ответа мы так и не получим). Только ближе к финалу первого сезона проявляя некоторые качества, позволяющие разглядеть твердую волю, недюжинную силу и извращенный ум.
Суперинтендант Стелла Гибсон на его фоне выглядит как ураган по сравнению с осенним ветерком. Она непреклонна, изящна, феминистична, временами напоминает холодную фурию и врывается в застоявшееся болото ирландской полиции подобно ледоколу в ледовое поле. При этом Стелла умна, опытна и уже сталкивалась с серийными убийцами. Она отнюдь не суперагент, не Бонд в юбке (хотя стреляет не хуже). Она скорее вариант Холмса – вполне контактный, живущий обычной общественной жизнью – но столь же умный, наблюдательный и умеющий делать правильные выводы.
Меж тем ни детские психотравмы, всерьез повлиявшие на ее жизнь, ни карьеризм, ни плотские утехи мисс Гибсон не чужды. Как и снобизм, гордыня, а также уверенность в себе (порой перерастающая в самоуверенность). К людям впрочем, Стелла относится значительно лучше, чем герой Конан-Дойла, она вполне способна на сопереживание, дружбу, и прочие хорошие человеческие качества. В общем, образ получился довольно многогранным и насыщенным. Да и сыгран неплохо.
Также массу времени постановщики уделили полицейской операции по наблюдению за подозреваемым, его семьей и знакомцами, нюансам слежки и наблюдения, и сбору улик. Даже создав в рассказе об этих абсолютно рутинных процессах пару напряженных моментов.
Добавляют в блюдо остроты ирландские особенности славного города Белфаста. Отдельная линия показывает местные нюансы и криминальные разборки, которыми переполнено это славное поселение. Бескрышных бандитов, суровых и продажных копов, мрачных гопников, граффити на стенах, узкие улочки, политические интриги.
Снят сериал интересно, постоянно используется нестандартная манера съемки, а также прием перебивки: то от лица полиции, то от лица маньяка. Порой кадры, «из глаз» копов и их противника, буквально накладываются друг на друга, дополняя, накручивая интригу, создавая тяжелое, атмосферное и любопытное полотно.
Эрго. Британский криминальный сериал об охоте на ирландского маньяка, стремящийся показать всю подноготную душегуба, уделяющий поровну времени протагонистке и злодею. Стоит отметить актерскую работу Джиллиан Андерсон, а вот антагонист как на меня мог быть и поярче.
P. S. В сериале три сезона, первый состоит из пяти часовых серий, остальные два из шести каждый.
Режиссер: Джейкоб Вербрюгген
В ролях: Джиллиан Андерсон, Джейми Дорнан, Лора Доннелли, Брона Во, Бен Пил, Майкл МакЭлхаттон, Ниам МакГрэйди, Фрэнк Маккаскер, Джон Линч, Герард МакКарти