Отступники (The Departed), 2006 — рецензия (обзор)

Крысы под прикрытием, или Лживые ирландцы, не поддающиеся психоанализу

Бостон. Двое ирландских парней стремятся связать свою карьеру с полицией, и даже проходят нелегкое обучение в академии.

После один отправляется на опаснейшую операцию под прикрытием к самому жестокому местному преступнику. Другой наоборот – окажется засланным казачком ирландской мафии в доблестных рядах бостонских копов.

И как сложится их дальнейшая судьба, неведомо никому кроме Господа.

 

Заслуженный постановщик Мартин Скорсезе («Славные парни», «Подпольная империя», «Хранитель времени», «Волк с Уолл-стрит», «Молчание», «Ирландец»), неоднократно номинировавшийся на Оскар, единственную свою статуэтку получил как раз за нашего сегодняшнего героя.

Ленту любопытную, но далеко не идеальную.

Радует картина постоянным переключением между персонажами, создающим  наполненную, богатую картину событий. И серьезной интригой: зная Скорсезе: дело добром не кончится, но интересно как именно завершит историю мэтр гангстерских саг.

Перед нами два бостонских ирландца, судьба которых, несмотря на детство, плотно связанное с преступным миром, сложилась по-разному.

Билли Костиган (ДиКаприо («Кровавый алмаз», «Начало», «Остров проклятых», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде», «Не смотрите наверх«). Двуличный мальчишка с младых ногтей научившийся менять маски (впрочем, кто из нас действует по другому?). С родственниками, завязанными на криминал – это был один человек. С благополучными обитателями приличных кварталов – другой. Юноша, оставшийся без родных. Загоревшийся идеей включиться в правоохранительную систему и защищать закон. Умный парень, способный набрать шикарный результат, сдавая тесты, но не способный сдержать гнев. Поддавшийся шантажу капитана с сержантом, согласившись на работу под прикрытием. Не представляя, само собой, всей сложности этого занятия.

Теме жуткой ноши «крысы в погонах», старающейся выжить в преступном мире», режиссер уделяет немало времени. Коп под прикрытием должен иметь нервы, как стальные канаты. А Билли, несмотря на все свои достоинства, такими похвастать не может. Мужчина он довольно вспыльчивый и тонко чувствующий. И неглупый, соответственно отлично представляющий, что с ним сотворит Костелло в случае малейшего промаха.

Отсюда панические атаки, истерики, активное потребление таблеток, психоз и балансирование на грани срыва.

Лента — ремейк гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка» (2002).

Его оппонент Колин Салливан (Дэймон («Талантливый мистер Рипли», «Элизиум», «Охотники за сокровищами», «Интерстеллар», «Марсианин», «Великая стена», «Тор: Рагнарёк»), «Ford против Ferrari», «Последняя дуэль«) находится в более приемлемых условиях, и посему уступает персонажу ДиКаприо в зрительском сопереживании и сочувствии (да и как актер Мэтт на порядок слабее коллеги). Вдобавок известно о парне гораздо меньше, да и акценты Скорсезе расставил весьма четко – этот хороший, этот плохой. Хотя, казалось бы, этого делать не следовало.

Парнишка, в подростковом возрасте пойманный на крючок велеречивым, демоническим Костелло, и фактически воспитанный главным бостонским гангстером, почитаемым Колином похлеще отца. Воспитанный как тайное оружие, любовно затачиваемое и полируемое годами. Беспринципный, амбициозный мужчина, стремящийся выбиться наверх и сделать отличную карьеру в полиции (сперва, а там и до политики рукой подать, вот он вожделенный Капитолий). Верно служащий своему папе, до поры, пока это не начинает угрожать разоблачением. Самоуверенный, развязный, нагловатый, вальяжный, горделивый.

Персонажи плотно завязаны друг на друга, и почти весь фильм пытаются вычислить «бабу ягу в тылу врага». То бишь, один другого.

Особенно повезло Салливану, которому поручают отыскать засланного казачка от мафии. Самого себя.

Прямой перевод названия ленты – «Покойники».

Третьим важным героем (анти) выступает Фрэнк Костелло (одна из последних работ в кино Николсона). Его злец хорош. В дебюте ворвавшийся в жизнь Салливана безликой тенью, получившей лицо лишь на пятой минуте картины. Частенько выдающий свою фирменную дьявольскую ухмылку, или арию на фоне пары трупов. Выступающий спикером и выразителем идеи «сам бери свое», одного из основных американских постулатов, доведенного до бандитского апогея. Радующий зрителя заковыристыми монологами и шикарной игрой.

Стоит также упомянуть Марка Уолберга («Контрабанда», «Два ствола», «Уцелевший», «Глубоководный горизонт», «22 мили», «Бесконечность«) в образе грубого и наглого сержанта (он же вроде коп, а не военный? А ведет себя как натуральный армейский дуболом), сыгравшего судьбоносную роль для одного из главгероев.

Да Веру Фармигу («Маньчжурский кандидат», «Беги без оглядки», «Код доступа «Кейптаун», «Исходный код», «Электрические сны Филипа К. Дика», «Соколиный глаз«) — любовный интерес обоих героев.

Можно обратить также внимание на религиозные (а скорее церковные) аллюзии, периодически подбрасываемые Скорсезе. Уважительный поклон в сторону ирландцев («Ирландцы единственный народ который не поддается психоанализу»). Это, невзирая на пренебрежительное отношение героев к «макаронникам» (дедушка и бабушка Мартина родились и долго жили в Италии). Темы повсеместной лжи, предательства, «крысятничества». И, конечно, системы, вовсю использующей и то и другое и третье.

И нарочитую «жизненность» (не будем говорить «чернуху»), которой пытаются придерживаться постановщики. Хеппи-энд в полицейско-криминальных разборках такого уровня, тем более с использованием двойных агентов, для исполнителей вещь редкая. Если героев не ждет физическая гибель, то, как минимум психическое разрушение.

В целом мило, но для «Оскара» маловато.

Вдобавок, несмотря на эту самую «жизненность», сценарий ленты поражает целым рядом нелогичностей.

Начиная с машины, везущей в себе гангстера под колпаком у полиции, подкатывающей чуть ли не к выпускному параду курсантов полицейской академии и радушно открывающей дверцы для одного из свежеиспеченных стражей закона (не-не, мы не палимся!).

Продолжая чертовски странной беседой капитана с Костиганом. Ты мол, ирландский ублюдок, и непонятно, что ты хочешь делать в полиции. Простите, а почему этот вопрос встал в отношении одного Костигана? Тут у вас под боком другой ирландский ублюдок в наличии.

Методы проверок при приеме «в братки» у серьезных бостонских бандюганов не выдерживают никакой критики. Поорал на него, треснул пару раз ботинком и все? Считай свой, пора в ближний круг к пахану? И главное, как у Костигана получилось, вплотную работая на Костелло, будучи среди его приближенных соратников, ни разу никого не грохнуть? Как? Первая проверка потенциальных новичков – замазать кровью. По уши. С чего это безжалостный Фрэнк позабыл основы?

Да и вообще супербосс криминального мира Костелло порой ведет себя — то слишком глупо, чересчур доверяя новичку, то слишком мелко, самолично таскаясь на дела, которые без проблем провернули бы помощники, то слишком нагло. Неужто возраст сказывается? Да и банда у него какая-то несерьезная.

Постоянная болтовня по мобилкам (ностальгическим «раскладушкам») во время самых напряженных полицейских операций и снайперское набирание смс вслепую тоже позабавило.

Такое пренебрежение логикой несколько портит впечатление от ленты.

Эрго. Крепкий, но далеко небезгрешный «жизненный» полицейско-криминальный триллер о двойных агентах, с неплохим кастом, хорошо поставленной перекличкой двух героев, подпорченный рядом сценарных дыр.

Режиссер: Мартин Скорсезе

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин, Рэй Уинстон, Вера Фармига, Энтони Андерсон, Алек Болдуин, Кевин Корригэн, Джеймс Бэдж Дэйл, Дэвид О`Хара, Марк Ролстон, Роберт Уолберг, Кристен Далтон, Томас Б. Даффи, Дж.С. МакКензи, Мэри Клуг, Пег Хольцмер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.