Евгений Красницкий «Отрок. Внук сотника». — М.: Альфа-книга, 2008 г. (Серия: Фантастический боевик. Первый роман цикла «Отрок»)
Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Михайловом, сына Фролова или Червленые щиты
Никак не ожидал Михаил Андреевич, пациент тюремной больницы в Крестах, такого вот предложения. Почти по классике: от которого невозможно отказаться. Да и смысла нет.
Жизнь предлагают, не фунт изюму. Причем вторую. Причем в молодом теле. А то, что в 12 веке…
Все лучше, чем от заточки под ребро подыхать.
Пускай о туалетной бумаге здесь никто не догадывается, пускай антисанитария, и нравы простые до невозможности.
Пускай новому телу всего 10 лет. А сам ты в прошлой жизни не отличался, ни воинскими, ни инженерными талантами.
Зато в твоих руках теория управления, а в голове чуток знаний и проапгрейдженный мозг человека 20 века.
А значит прорвемся!
Евгений Сергеевич Красницкий – человек неординарной судьбы. Родился в Ленинграде, окончил Академию Государственной Службы. Был моряком, радиомехаником, социологом, зеком, членом ЦК КПСС, депутатом Государственной Думы РФ.
Литературой занялся после инфаркта, считал ее не заработком а хобби, и за первый же роман в 2008 получил премию «Меч Без Имени».
До своей безвременной кончины в феврале 2013 успел опубликовать семь книг из цикла «Отрок», и приобрести немалую армию поклонников.
Основным отличием от бесчисленного множества книг про попаданцев, здесь можно назвать главного героя.
Не могучего воина, в совершенстве владеющего рукопашкой, и почти сразу постигшего науку шинкования врагов длинными тяжелыми железками.
Не гениального ученого, способного рывком поднять технологии средневековья на несколько порядков.
Не хитроумного коммерсанта, за пару лет без проблем создающего великую торговую империю.
И даже не потенциального супермага, одним движением брови повергающего во прах армии.
Нет, разум Михаила Андреевича переносится в тело 10-летнего пацана, внука увечного сотника ополчения Турово-Пинского княжества Средневековой Руси.
Новым местожительством гостя из будущего становится Ратное. Село на границе бывших Древлянских и Дреговических земель, куда около века тому князь Ярослав Мудрый поселил сотню своих воинов с семьями.
Соответственно, юному хрононавту необходимо успешно вырасти (в подробностях, слава богам, каждый день автор нам не описывает), стать сильным и умелым, сколотить команду и занять надлежащее место в обществе.
Благо условия для этого нелегкого дела у пацана в наличии.
Дед, в свое время отличный воин и неплохой командир. Большая семья, дающая людские ресурсы для будущих соратников. Упорство в достижении цели. Плюс возможность воссоздать или улучшить кое-что из нужных вещей (как тот же самострел), пользуясь навыками из прошлой жизни. А главное – знание психологии и долгий опыт управления людьми.
А времена-то на дворе непростые. Яркий закатный период Киевской Руси. На великокняжеском столе Владимир Мономах – фактически последний из значимых правителей государства, в свое время одного из мощнейших в мире.
Однако Мономах уже в солидном возрасте, а за ним пустота. В воздухе витает дух междоусобиц, чему весьма способствует Лествичное право, согласно которому покойному владыке наследует не сын, а брат. И так до той поры, пока братья не закончатся. Лишь тогда к власти допускается следующее поколение.
И пусть до 1223 года еще почти век, наш герой великолепно помнит, чем в его мире закончилась встреча русских дружин с неведомыми пришельцами на некой реке Калке.
Правда, до глобальной стратегии наш протагонист пока еще рылом не вышел. Маловат. Ему бы с местными тактическими проблемами разобраться.
Ведь вокруг села Ратное (не без участия отрока Михаила), начинаются такие бури, куда там «тонкому европейскому политику».
Во-первых, до сих пор активно встает религиозный вопрос. Не забываем, что рядом с Ратным живет некая тетка Нинея, служительница древнего языческого бога Велеса. Находящаяся в состоянии холодной войны с местным священником. А тетка-то непростая. Загадочная прямо скажем тетка. И влияние на события она приобретает недетское.
Во-вторых, крепнут сепаратистские настроения местного князя по отношению к киевскому престолу. И в этой связи ратнинская сотня (пускай и изрядно прореженная) приобретает немаловажное значение.
А ведь есть еще секретарь епископа иеромонах Илларион, которому до одури понравилась Мишкина идея об основании православного «рыцарского »ордена. На основе все той же сотни из Ратного.
В общем, клубок сплетается знатный. Разгребать и разгребать.
Решать возникшие вопросы главный герой будет с помощью деда Кирилла, ретрограда и традиционалиста. При этом хорошего психолога, отличного командира и неплохого бойца. Немого, воина, спасенного Кириллом во время последней битвы, и с тех пор ставшего верным последователем старого сотника. Дяди Лавра, кузнеца и мастера на все руки. Двоюродных братьев – близнецов Кузьмы и Демьяна. Юльки, лекарки и дочки лекарки, девочки с весьма неординарными способностями. Своего тезки священника – отца Михаила, фанатичного христианина, при этом весьма образованного и начитанного человека. И, конечно же, пса с непонятной для того времени кличкой Чиф.
А изысканной изюминкой романа выступает постоянный внутренний диалог нашего героя. Где он оценивает происходящее с точки зрения человека 20 века, и своей любимой теории управления.
Язык книги достаточно легкий и приятный. Не обходится без легкого флера мистики, к которой автор подходит весьма материалистично, следуя заветам товарища Воланда по поводу «сеанса черной магии с ее последующим разоблачением».
Эрго. Приятный «попаданческий» цикл, в котором мы сможем послушать лебединую песню Киевской Руси, а также взглянуть на нее с позиции жизненного опыта нашего современника.
P. S. Еще одной занятной фишкой «Отрока» стали две книги, написанные в соавторстве с Еленой Кузнецовой и Ириной Град. В них читателя познакомят со взглядом на мир книги с женской половины древнерусского дома.
P. S. 2 Несмотря на смерть Красницкого, мир Отрока (на текущий момент уже Сотника) будет продолжать развиваться, пополнясь новыми книгами. За написание продолжений взялись те самые Кузнецова и Град, основываясь на черновиках Евгения Сергеевича.