Привет из Трансильвании, или Кровавое расследование
Около депрессивной немецкой деревушки (да, есть и такие) близ польской границы, пара ночных рыбаков обнаружили невообразимое. Гору тел высотой в два метра, составленную из сотни с лишним трупов. Большинство покойников почти полностью обескровлены.
Полиция стоит на ушах, журналисты сотрясают воздух заголовками о маньяках, ритуальных убийствах и наследниках графа Дракулы.
Для работы над делом привлекают уроженца здешних мест комиссара Роланда Войта, и представителя польской полиции Станислава Заяка. Третьим активным участником расследования становится Магдалена Кринг, подруга юности Роланда, внезапно вернувшаяся в деревню. Дочь человека, на заброшенном поле которого возвышалась страшная находка.
Личности погибших установить невозможно (за единичными исключениями), зацепок минимум. Но с каждым днем Мег все яснее понимает, что груда мертвецов крепко накрепко связана с событиями двадцатилетней давности. Когда младший брат Мегги оказался среди трех пропавших вследствие жуткого паводка.
После шикарной Тьмы немецкий телепродукт сделал весомую заявку на привлечение внимания к себе любимому.
Oderbruch, к сожалению, серьезно уступает лидеру, но может порадовать парой-тройкой приятных моментов.
Атмосферой сериал явно тянется к своему старшему брату, и это депрессивное сходство идет на пользу. Забытая богом, захолустная деревенька на «краю карты» с неполной сотней жителей. Мрачноватая атмосфера запущенности, булькающие болота, буянящая, сносящая плотину река, густые леса, пустые, осенние поля. Хтоническим настроением на Топи смахивает.
Второй фишкой проекта становятся игры со стариной Хроносом. Постановщики активно чередуют современность с событиями 20-летней давности, когда сегодняшние скучные и усталые персонажи были молодыми, «и чушь прекрасную несли». Фактически нам подарят два сериала по цене одного. Флеши полнокровные, частые и обширные. Есть даже серия, действие которой полностью происходит в 1997.
Вовсю пользуются создатели сериала и модным приемом перещелкивания времен (активно используемым, к примеру, в Женщинах и Призраках). Причем в Oderbruch идут дальше, не просто красиво и уместно совмещая переключения времен, а перенося героев из современности в прошлое. Связан этот прием с Мег (за одним исключением), которая регулярно наблюдает за собой юной, присутствуя в кадрах из былого (видная зрителю, но незримая для персонажей).
Приятно.
Необходимость второй линии с девушкой-сироткой, попавшей в странную школу-интернат, где от студентов требуется регулярная сдача крови для больниц, крайне спорная. Ничего существенного эта арка не добавляет – так, заполняет некоторые лакуны и дает чуток мяса сюжету. Можно было и обойтись, заменив парой диалогов.
Детективная линия слишком рано, для искушенного зрителя, вскрывает виновников преступления (поговорим о них в конце под спойлером). Что не есть гуд. Да и банальность злодеев изрядно огорчает. Но хотя мы слишком рано догадываемся, а к экватору и точно узнаем, что произошло, вопросы «кто именно», «как», «зачем» и «что дальше» остаются с нами гораздо дольше. Тем паче, виновников аж никак не одна штука. А самый Большой Злодей скрывается и вовсе до финала. Со временем происходящее меняет уровень с локального на глобальный, добавляя сюжету размаха и саспенса. Жаль экшена в сериале буквально пара неловких сцен на десяток секунд, да и бюджетом Одербрух похвалиться не может, что видно сразу. Все очень скромно, на натуре, без претензий.
Напряжение нельзя назвать идеальным, но на твердую четверку постановщики отработали, цепляя зрителя на крючок любопытства, создавая и поддерживая болезненное ожидание развязки. Основной сюжетный «вот это поворот» читается, хотя некоторые нюансы смогут вас удивить. Жаль, личность главгада угадывается достаточно просто.
Да и актеры не особо впечатлили.
Наиболее активная роль у Магдалены Кринг (Шух). Девушка, несущая ответственность за отрешенного брата-подростка. Женщина, после его потери, кардинально сменившая жизнь. Завязавшая с работой в полиции, бойфрендом, родителями, бежавшая свит за очи. Подсевшая на таблетки. Угнетаемая чувством вины. Не оставившая затею разобраться с гибелью младшего. Бойкая девица, готовая к изрядным рискам. Непреклонно идущая к своей цели.
Роланд (Крамер). Полицейский, которого привлекли к делу из-за его места рождения. Смурной, безэмоциональный, апатичный. Не простивший Мег бегства из его жизни.
Заяк (Грегорович). Стильный польский пижон в костюме и галстуке с коробкой выглаженных рубашек. Влекомый серьезной, на грани паранойи, страстью.
Беда в том, что шлейф роли у всех персонажей создан коряво. Мы увидим молодые версии героев, практически без раскрытий характеров. Взрослые протагонисты также будто висят в вакууме. Нам не покажут ни чем они живут (кроме дочерей Роланда), ни увлечений героев, ни их внутреннего мира. Чем занималась Мег прошедшие 20 лет? Чем зарабатывала на жизнь? Отчего не возвращалась раньше? Как дела у Роланда с женой? Отчего возникла маниакальная страсть Заяка? Нет ответов.
Что не сильно способствует качественному сопереживанию.
Эрго. Не шибко оригинальный, но атмосферный детективный хоррор.
Режиссер: Кристиан Альварт, Адольфо Дж. Кольмерер
В ролях: Джулиус Гаузе, Каролина Шух, Феликс Крамер, Лукас Грегорович, Штефан Вейнерт, Андре Хеннике, Винфрид Глатцедер, Аксель Мусташ, Роберт Глатцедер, Максимилиан Эренрайх, Алекс Курдзелевич
Теперь поспойлерим.
Как нетрудно догадаться по обескровленным телам, злодеями в сериале выступают кровососы (банально, Хоботов!). Вариантов изображения этих созданий, даже за последние годы, кинематограф подогнал нам немеряно (вспомним хотя бы «Штамм», «Доктор Сон», «Революцию», «Чепелуэйт», «Полосу» ). Oderbruch посвящает массу времени психологической и этической стороне вопроса, делая вампиров источником и примером моральных этюдов. Первое, что бросается в глаза – прямые, железобетонные сравнения вампиров и наркош. Один в один, что неоднократно демонстрируется на протяжении сериала. Голод, делающий из человека животное, заставляющий творить жуткие вещи, идти на что угодно, чтобы добыть дозу, сожаление после ее принятия, ломка при попытке соскочить. Прям по учебнику.
Далеко не все кровосиси жаждут быть убивцами и суперхищниками. Один напрочь отказывается от людской влаги, пробавляясь кровью животных, следит за малейшими проявлениями зверя у близкого своего, стремясь прекратить злодеяния. Другой – терзается, совершая убийства, и пытается уйти «в завязку». А ведь есть еще и люди, любящие монстра, несмотря на все его грехи. И чувствующие себя при этом весьма паршиво.
Правда, имеются и классические злодеистые упыри, считающие обычных гомо сапиенсов овцами, а себя волками. Забирающими кровь по праву сильного.
Здешние кровопийцы, по их же словам – не клыкастые живые мертвецы, а люди с генетической болезнью, распространенной по всей планете. В наличии не слишком любящие друг друга семьи-кланы. Те, что нам покажут в сериале, появились, чтобы вы не сомневались, из Трансильвании. Потребление крови дает им сверхсилу, долголетие, медленное старение. Выпил кровушки – горы можешь свернуть (кровь как магическая «манна», нужная для сверхусилия). Давно не причащался – слабеешь, и крышу рвет со страшной силой (вплоть до неконтролируемой агрессии при виде порезанного пальца жертвы). Но есть нюансы – все вышеописанное относится в первую очередь к людской кровушке. Жидкость, добытая из вен животных, выступает слабым заменителем, позволяя не протянуть ноги, не замедляя старения, да и суперсилу можно использовать ограничено. А главное – вызывает у вампов жуткую желудочную боль.
Имеются у наших наследников Дракулы правила, напечатанные в антикварной книге, не Маскарад, но что-то масочное имеется. А вот никакой солнце/чесноко/крестобоязни нет и в помине. Из любопытного – женщин вампирского рода не было уже около века, вампиры потихоньку вымирают.
В общем, как я уже сказал, ничего нового или особо интересного нам не покажут. Даже жаль.