Объявлено убийство. Мисс Марпл Агаты Кристи, (A Murder Is Announced. Agatha Christie`s Miss Marple), сериал, 1984-1992  / Объявлено убийство. Мисс Марпл Агаты Кристи (A Murder Is Announced.Agatha Christie’s Marple сериал, 2004-2013 

Беседа о вреде фанатизма, или Классика от классика

Объявление в местной газете переполошило изысканное деревенское общество Чиппинг-Клегхорн. Подумать только, сегодня вечером в усадьбе Литтл-Пэддокс обещают самое настоящее убийство! Безусловно, некоторые приняли эту информацию за неудачную шутку, некоторые за розыгрыш или приглашение на вечеринку.

Но, так или иначе, вечером в Литтл-Пэддокс было не протолпиться. И что бы вы думали? Убийство таки происходит! Полиция в изрядном замешательстве, но на выручку местным инспекторам приходит мисс Марпл.

 

Мисс Марпл, одновременно с Пуаро и Холмсом стали наиболее известными детективами мировой культуры (Мегрэ, Ниро Вульф и отец Браун будут пытаться оспорить, но не факт, что успешно).

А лучшим кинематографическим воплощением образа бойкой старушки из Сент-Мэри-Мид, по праву считается Джоан Хиксон из сериала Мисс Марпл Агаты Кристи.

Взглянем на него на примере 3-го фильма (из 12), увидевшего свет в 1985 году.

Первое, что обращает на себя внимание, минимум экранного времени, достающегося главгероине. Особенно по сравнению с коллегами-мужчинами, те же Пуаро и Холмс практически все время с читателем/зрителем. В отличие от бабушки с проницательными глазами, появляющейся время от времени под первые аккорды музыкальной заставки. Выступающей то голосом разума, то побудительным мотивом, то своим среди чужих. Пронзительным, всевидящим взором будто препарирующей подозреваемых. На примерах из жизни Сент-Мэри-Мид, на первый взгляд слабо относящихся к происходящему, показывающей людские особенности и пороки. Рассеянная и любопытная «наша соседка», скользящая меж участников дела, выводящая полицейских из тупика и умственного ступора, открывающая глаза зрителю.

Хиксон – хороша. Ее Джейн – плоть от плоти и кровь от крови среднего/выше среднего класса английской провинции. Любящая посудачить, попить чайку или отведать непременного шерри под вязание и неторопливую беседу. Обладательница острого, внимательного разума, отлично делающая выводы и подмечающая нюансы. Сокрушающаяся о смерти той самой провинции, где все всех знали, все всем помогали и жили одной дружной деревенской семьей.

«Марпл» Кристи – романы и фильмы на 80 процентов именно о Ней. Об английской деревенской глубинке. О тех отношениях и тех нюансах жизни отдаленных от центра городков. Во многом похожих на людское взаимодействие в остальном мире (деньги по-прежнему во главе угла), во многом иных. О становом хребте английской нации, периферийных леди и джентльменах, непонятно откуда берущих деньги на относительно достойную жизнь и содержание немаленьких домов, обстоятельных, никуда не спешащих, соблюдающих распорядок и ритуалы. Любящих посплетничать, но никогда не лезущих грубо в жизнь соседей, происходящую за закрытыми дверьми.  И чем они там занимаются, если не выносят свои занятия на публику, их личные проблемы. Обратите внимание на пару Мергатройд и Хинчклифф. С одной стороны – обычные компаньонки, коротающие преклонные годы вместе. С другой… Слишком уж нарочито выписана пара мужиковатой и грубой Хинчклифф, и девочки-девочки Мергатройд. Но даже если это так, см выше: «то, что происходит за закрытыми дверьми…».

Отдельное спасибо за пасторальные картинки английской глуши, умиротворяющие природные виды, гордые усадьбы и поместья (антуражная Розмари вспомнилась).

Перед нами классический детектив, из тех, что создали славу жанру. Обстоятельное знакомство с персонажами, перемежаемое провинциальной атмосферой, версии, расследование, приветы из прошлого, неожиданные повороты, непредвиденная развязка. Пересыпаемое намеками, ключевыми оговорками, ружьями на стенах, которые обязательно выстрелят позднее. Требующее внимания к деталям, наблюдательности, зачатков аналитического мышления, сполна вознаграждающий внимательного зрителя. Устраивающее излюбленный разбор полетов при участии всех выживших к финалу участников истории.

Да, детективы Кристи, порой несколько условны (тот же Пуаро частенько берет подозреваемых «на понт», без их признания в ряде случаев его умозаключения недорогого стоят), временами не сильно дружат с логикой. И те, кто прочитал достаточно работ Агаты, понял, как она мыслит, в подавляющем большинстве случаев вычисляют виновника задолго до финала.

Но тут нужно всегда обращать внимание, на то, о чем старушка Агата захотела поговорить с читателем. Ведь практически во всех ее работах имеется недурная морально-этически-психологическая подоплека.

К примеру, наш сегодняшний герой вещает зрителю о вреде одержимости, фанатизма, недостатках чрезмерной увлеченности, неспособности подстроится под обстоятельства (сестры практически наверняка не оставили бы антагониста без куска хлеба, реши тот раскрыть карты, а не затевать злодеяние). О необходимости гибко подходить к ситуации, не гоняться за золотым тельцом, и вообще, вести себя по-человечески. Так как было принято в провинции мисс Марпл.

Эрго. Классический детектив от старушки Агаты, классическое киновоплощение образа Марпл.

Режиссер: Мэри МакМюррэй, Дэвид Такер, Кристофер Петит, Джон Ховард Дэйвис, Норман Стоун 

В ролях: Джоан Хиксон, Софи Уорд, Маргарет Тижак, Джон Молдер-Браун, Джин Андерсон, Дональд Плэзенс, Кэролайн Блэкистон

А теперь, как мы уже делали с Пуаро, поговорим об ином взгляде на роман, воплощенном в сериале 2000-ных.

Ух, как серьезно изменился взгляд на эпоху и ее жителей за двадцать годочков!

Первое, что бросается в глаза – разница в трактовке образа ГГ. Марпл Джоан Хиксон (как собственно и персонаж Кристи, который великолепно воплотила Джоан) – пожилая провинциальная викторианская леди. Ей не присуща чрезмерная аффектация, назойливость, давление и прочие плебейские признаки. Она выдержана, воспитана, вежлива, нетороплива, стараясь без нужды не нарушать личные границы. Даже любопытство проявляет как леди – без экзальтации, сдержано и корректно.

Новая Марпл Джеральдин Макьюэн – иная (в чем-то логично, повторять работу Джоан – бессмысленно, нужно было искать другую трактовку образа). Первое впечатление – суетливая, ехидная мышка. Резвая, проворная, суматошно-подвижная хитрованка, лезущая во все дыры. Вона как, оказывается, видят нынче на островах викторианскую леди. Любопытно.

Второй озадачивший момент – Марпл в новом сериале создана как некая смесь Пуаро и Холмса в юбке. Она не просто как Джоан, служит голосом разума, подбрасывая следователю неординарные мысли, а напрямую активно участвует в расследовании, выдает пространные советы, произносит длинные монологи и активно выводит на чистую воду подозреваемых в финальном поединке. Марпл в оригинале действовала совершенно иначе. Простите, зачем нам второй Эркюль?

Ремарка от Катерины: Марпл у Кристи регулярно сокрушалась о своей неспособности красиво и доходчиво донести мысль до собеседника, порой прибегая к странноватым аллюзиям и примерам из жизни родной деревни (хоум свит хоум еще и типажей ей подогнал немало). «Иногда очень не хватает образования…И теперь вот еще необходимо ясно изложить свои мысли» («Дело безупречной служанки») — негодовала она. А тут прям светоч риторики. Не аккуратненько.

Мисс Марпл умнейшая женщина, гениальный сыщик, интеллектуальный потенциал огромен. Но с его развитием у дам 50-х годов возникали немалые трудности. Качественное, всестороннее образование? Помощь в обнаружении призвания? На кой? Молчи женщина, твой день восьмое марта. Уже не: киндер кичен, кюхен в его идеальном исполнении. Но многое от трех «К» на вооружении (и по сей день). Вы много теряете господа, говорит нам Агата Кристи, вот прямо половину возможностей теряете, заносчивые, горделивые, глупцы. Не поспоришь, глупцы.

Конец ремарки.

Дальше. Пастор с женой отсутствуют как класс (в деревне, где церковь это центр притяжения всех обитателей), Марпл входит в местное общество через Эмми Мергатройд, которая тут является ее дальней родственницей.

Введена линия любовной связи полковника (неженатого в этой версии) с миссис Светтенхем, становящаяся одной из основных второстепенных сюжетообразующих арок. В общем, бог с вами, чем бы дитя не тешилось, но сцена покаяния в мясной лавке оставила четкое ощущение неловкой брезгливости. Ох, вряд ли стали бы столь откровенно выносить на свет грязное белье – житья потом не стало бы.

Добавили чуток черно-белых флешбеков, этот ход почти всегда уместный.

Ушла нарочитая ирония типажей версии с Джоан, зато объявилось вдоволь трагедии и рефлексий, порой излишних.

Персонажи выглядят более прилизано, гламурно и эстетично. А вот искренности старого сериала, и как говорит Катерина первоисточника, остался минимум миниморум. Ведь Кристи, описывая и раскрывая своих персонажей, порой подшучивая над ними, всегда создавала их любя, искренне, наделяя запоминающимися черточками и особенностями.

Но главное – принцип современного кинематографа (Михалков с воробушком) процветает во всей красе. Невозможно оставить ничего на домысливание зрителя, все необходимо показать до деталей, «разжевать, положить в рот, пропихнуть в желудок и залить ферментами» (© Катерина). Моменты, очень аккуратно, легко, полунамеками очерченные в старом сериале, здесь бросают прямо в лицо. Ключевые события прошлого будут пафосно заявлены в самом начале. Если персонажи в тайной связи – они обязательно станут хватать друг друга за филейные части. Если они предполагаемые любовницы, недостаточно прорисовать типажи, показать бытовые отношения – нужно привести их к откровенному поцелую.

Веяние времени во всей красе.

Эрго. Версия, изрядно уступающая варианту 1985 года. Впрочем, если нет материала для сравнения – смотреть новый сериал будет проще.

Режиссер: Джон Стрикланд

В ролях: Джеральдин Макьюэн, Зои Уонамейкер, Элейн Пейдж, Кристиан Коулсон  Мэттью Гуд, Сиенна Гиллори, Кили Хоус  Клэр Скиннер и Кэтрин Тейт

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.