Родился в Польше, жил в Украине, работает в России. По корням помор — в Архангельске жили родители и отца и матери. Никогда не отличался постоянством в месте учебы и работы. Считает себя актёром «мхатовской школы». Никогда не мог сидеть и ждать ролей. Считает, что для актёра невостребованность губительна, а удача в актёрской судьбе связана с личностным началом. Уверен, что в кино можно создавать образ, как и в театре, уходя от своих психофизических данных. Черпает силы для работы именно на сцене. Уважает зрителя, и находится в постоянном поиске. Отличный преподователь. Успешный продюсер, говорящий, что самое ужасное, что есть в его жизни – это именно продюсирование.
Маленький Алексей увидел свет 20 мая 1958 года в польском городе Бжег. Первые лет шесть жизни мальчишка провел на земле Сенкевича и Шопена. Затем был Киев — мать городов Русских. Еще через год, когда Алеше уже исполнилось семь, трагически погиб его отец – военный летчик.
Рос паренек физически крепким, и перепробовал множество видов спорта: от футбола до гребли.
После школы Алексей едет поступать в Москву. Выбор пал на Московское Высшее Техническое училище им. Н. Э. Баумана. Здесь Гуськов проучился четыре года, параллельно занимаясь в студенческом театре.
Но стать техническим специалистом была не судьба. После нескольких великолепных спектаклей, увиденных в разных столичных театрах, Алексей бросает «бауманку», поступая в Школу-студию МХАТ, где ему доведется перенимать мастерство у таких замечательных актеров и преподавателей, как Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская.
После окончания школы Алексей приходит в Театр имени А.С. Пушкина. Далеко не единственный храм Мельпомены в его жизни.
Вскоре состоялся и кинодебют Алексея Геннадьевича. «Личное дело судьи Ивановой» (1985) с Гундаревой, Шакуровым и молоденькой Оксаной Дацкой. История о, как-бы сейчас сказали, «семейных ценностях», и необходимости сохранения этой самой семьи тогда, когда срок ее жизни, по большому счету, подошел к концу. Дальше была знаковая в свое время драма «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). И, наконец, полномасштабная роль в чернушном триллере «Дикий пляж» (1990).
Но по-настоящему впервые зритель увидел нашего героя в боевике «Волкодав» (1991), полном как драк и погонь, так и ляпов с несуразностями.
Из ролей, сыгранных Алексеем в 90-е также хочется отметить Павла Боровского из родоначальника отечественных сериалов «Горячев и другие» (1992 – 1994). Шефа охраны, золотодобывающей компании Гарика в боевике «Золотое дно» (1995). (Гуськов все плотнее срастается с типажом криминального авторитета). И, конечно же, Юры из великолепно разыгранного детектива «Классик» (1998), одного из лучших отечественных представителей жанра конца столетия.
А в 2000-ном о Гуськове услыхали все, кто по какой-то причине не знал этого актера раньше. «Граница. Таёжный роман» Александра Митты. Сериал о буднях пограничного гарнизона на рубеже с Китаем, любви, измене, ненависти. О жизни. Матерый волчара, капитан Никита Голощёкин (сыгранный Гуськовым), затмевает практически всех остальных персонажей, перетягивая на себя львиную долю зрительского внимания. И это несмотря на то, что капитана никто не назовет примером для подражания.
После «Границы» актерская карьера Алексея расцветает пышным цветом. В год выходит по три-четыре проекта с его участием.
К примеру, атмосферная философская притча «Мусорщик» (2001).
12-серийный детектив «Дневник убийцы» (2002), переплетающий события времен Гражданской войны с нашими днями.
«Раскалённая суббота» (2002). Напряженный и динамичный боевик, еще один пример сотрудничества Гуськова с Миттой.
На удивление добрый (и по хорошему «русский») сериал про милиционера в глубинке в исполнении Безрукова «Участок» (2003).
Драма о сумасшествии «Рагин» (2004), по мотивам рассказа А.П.Чехова «Палата № 6».
Яркий, сочный, но чересчур самолюбующийся «Турецкий гамбит» (2005) по произведению Акунина, порадовавший иной, чем в романе, концовкой.
Динамичный и захватывающий 12-серийный «Охота на изюбря» (2005), возвращающий зрителя в эпоху «лихих 90-х».
Комедия «Русские деньги» (2006), по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы».
Криминальный боевик «Танкер «Танго» (2006), с весьма неплохим подбором актеров.
Историческая драма о нелегком возвращении с войны «Отец» (2007), получившая Главный приз фестиваля «Русская Весна» в Париже.
Довольно качественный триллер «Тот, кто гасит свет» (2008), с мощными ведущими актерскими работами, в первую очередь нашего именинника.
Весьма противоречивая совместная российско-европейская картина о музыке и русских, глазами европейцев «Концерт» (2009). И вновь отличная работа Алексея Геннадьевича.
Грустная мелодрама о сожалениях «Осенние заботы» (2009).
Атмосферный, но слабо проработанный сценарно, триллер «Прячься!» (2010).
Интересный, но крайне неоднозначно воспринятый фильм о войне «4 дня в мае» (2011).
Иногда адекватная, но зачастую позволяющая себе излишние вольности первая экранизация великолепного романа Булгакова «Белая гвардия» (2012).
И это только самые заметные проекты Гуськова за последнее десятилетие. А ведь еще он весьма плодотворно работает продюсером (дав зеленый свет уже полтора десятку фильмов). И не забывает о молодом пополнении, охотно делясь секретами мастерства.
Сейчас очень сложно представить наш экран без этого артиста, способного оживить буквально любой персонаж. И сделать это на высочайшем уровне. А самое приятное в том, что Алексей с каждой картиной растет как актер, позволяя надеяться, что он создаст еще немало блестящих образов.
«…Я считаю себя созидательным человеком. Я живу по долгам и обязанностям, по своим внутренним ориентирам. И никому их не навязываю, но никого и не пускаю, если мне навязывают нечто другое. Я умею защищаться».
Настолько мощно ярко в фильме «Граница. Таёжный роман» живёт Голощёкин, что ( да простят меня ценители творчества А.Гуськова) , что совсем не воспринимала его героя ни в «Мусорщике», ни в двух- трёх фильмах с его участием — названий не помню.