Новая Луна, Макдональд Йен

novaja_lunaЙен Макдональд «Новая Луна». — М.: АСТ, 2017 г. (Серия: Звёзды научной фантастики)

Семейные игры под полной Землей, или Корпоративные будни селенитов

Вечный спутник Земли никогда не был местом, предназначенным для жизни гомо сапиенс. Однако время пришло, и на его поверхность ступила нога человека. Потом еще одна. И еще.

Ныне Луна стала домом уже трем поколениям и источником энергии для старушки Терры.

Правят Селеной Корпорация по развитию Луны и Пять Драконов – мощнейших семейств, сталкивающихся друг с другом в погоне за богатства спутника Земли. Были между ними войны, периоды перемирия, династические браки, союзы. Но сейчас, похоже, наступает другое время. Время, когда Драконы вцепятся в глотку соперникам, прольется кровь и бизнес-политическая карта Луны имеет все шансы перекроиться.

А возможно и не только Луны.

 

Тема колонизации небесных тел Солнечной системы не дает покоя писателям фантастам уже многие годы. Кто-то, как Ким Стэнли Робинсон, пишет неторопливые многотомные эпопеи с социальным уклоном (http://perekat.kiev.ua/красный-марс-робинсон-red-mars-robinson/ ). Кто-то поет гимн науке, как Энди Вейер (http://perekat.kiev.ua/marsianin-vejer/ ).  А кто-то, как наш сегодняшний герой, создает полное интриг полотно, которое часть читателей уже успела дружно окрестить лунной «Игрой престолов»  (http://perekat.kiev.ua/igra-prestolov/ ).

До проработанности мира и многообразия героев Мартина, Макдональд малехо не дотягивает, но определенные ассоциации с «Песнью» у вас могут возникнуть. И тут и там на карте фигурируют «Великие дома», всячески вставляющие друг другу палки в колеса. Есть несколько персонажей, от лица которых мы знакомимся с миром «Луны». Практически нет романтики, зато хватает бытовой грязи.

Плюс Йен перенес действие своего романа в изначально враждебную человеку среду. Жизнь на Новой Луне действительно не сахар. Иная гравитация, переделывающая под себя людское тело и закрывающая дорогу обратно на Землю. Вездесущая пыль, создающая массу проблем для техники и здоровья. Смертоносная радиация, космические лучи, заставляющие зарываться как можно глубже в тело нашего спутника. Плата, взимающаяся буквально за все, включая кислород и аква виту. Четыре базиса Селены: вода, воздух, углерод и данные. Четыре цифры, постоянно держащиеся на периферии зрения каждого обитателя Луны: количество этих самых четырех жизненно необходимых величин, оставшееся на твоем счету. А когда деньги подходят к концу, и ты продал все, включая собственную мочу, то и дышать приходится пореже. И без своего фамильяра – сетевого управляющего обходиться. И бог с тем, что человек, у которого над плечом не видно иконки его селевого спутника, воспринимается обществом как голый. Хуже то, что будто напрочь выпадаешь из жизни этого самого общества. Ни предложение о работе получить, ни в финансовых операциях поучаствовать.

Спасибо Макдональду, все эти нюансы жизни лунного дна читатель увидит вблизи, ведь автор покажет нам не только лунную аристократию, но и бедноту: один из основных героев романа начинает с самых низов.

Но все же львиную долю времени мы проведем именно с аристократией. А точнее с представителями семейства Корта – «Пятого Дракона», гангстеров из бразильских фавел. Семейства последним прорвавшегося в число Великих домов, и до сих пор воспринимаемого остальными как выскочки.  Основательница «Корта Элиу» Адриана. Человек с нуля создавший Великий Дом. Женщина, соединившая в себе недюжинный ум, железную хватку, инженерные и политические таланты, интересную душевную организацию. А уж за ее исповедь автору отдельное спасибо. Линия взросления Адрианы, ее расставания с Землей, первых шагов на Луне и возникновения идеи отделения от Маккензи, одна из интереснейших в романе.

Ее дети – наследник «Золотой мальчик» Рафа – импульсивный и не слишком умный. Серый кардинал Лукас. Упивающийся адреналином Карлиньос. Лунный волк Вагнер. Внуки – Лукасинью, Робсон и Луна. Каждый из них встает перед нами как живой. У Макдональда отлично получается короткими подглавами, переключаясь между персонажами, сплетать общее полотно происходящего, в процессе качественно обрисовывая своих героев.

Остальные семейства столько авторского внимания не удостоились, скорее всего, пока (в 2017 свет увидел второй роман цикла Luna: Wolf Moon, может там?). Но понять, что к чему у тех же Маккензи мы вполне сможем.

Система власти на Селене откровенно феодальная – Великие дома и «монархия» — Корпорация по управлению Луной. Плюс местные масоны – Павильон Белого Зайца. Соответственно налицо целая система сдерживаний, противовесов, интриг и династических браков. Интриг в романе действительно хватает, а также «подлянок», переговоров, подковерной возни, а вот действия как такового немного. Но это не лишает «Новую луну» серьезного напряжения, даже наоборот. Практически с самого начала понятно, что назревает кризис, который добром не кончится. Особенно хорошо становится после того, как читатель одолеет первую сотню страниц и привыкнет к языку и стилистике автора.

Добавляют в блюдо остроты забавные и оригинальные особенности местного мира. Как вам лунные волки, эдакий аналог оборотней, темная сторона которых берет верх при «полной Земле»? Или то, что мясо тут  жуткая редкость, а кофе стоит несусветных денег и доступно далеко не любому богачу. Или повальное увлечение гандболом («словом мы все больны гандболом, и за гандбол умрем»), очень уж хитрые финты удаются игрокам при здешней гравитации. Или то, что практически все, вплоть до наркотиков производится на принтерах? Или то, что почти вся юриспруденция на Луне строится на договорном праве? Или то, что наличные деньги в ходу лишь у совсем забитой бедноты, а олигархи их в глаза не видывали, сплошной безналичный расчет? Или местный консенсус, благодаря которому на Луне запрещено кинетическое оружие, слишком много хрупкой техники и герметичной среды. Лишь ножи, гарроты, яды да мелкие биологические убийцы. Или бразильские «фишки», трепетно перенесенные основательницей семейства Коста с Земли. Также забавно Иен прошелся по тенденциям возникновения моды и особенностям жизни в окружении фиксирующих все поголовно фамильяров.

И конечно нельзя обойти стороной тему, вызвавшую максимальное излияние желчи у многих русскоязычных любителей фантастики. Жители Новой Луны о том, что такое моральные устои может когда-то и знали, но давным-давно позабыли. Сексом тут занимаются все со всеми, невзирая на пол и возраст, а уж о вреде наркотиков их будто и вовсе Минздрав никогда не предупреждал. К вопросам гендерности автор подошел крайне непривычно для наших озабоченных «настоящей мужественностью» и «исконной женственностью» осин. Герои «Луны» практически не обращают внимания на то, какого пола предмет их страсти. Причем не только в вопросах «перепихнуться» но и в серьезных брачных делах. Мальчик, девочка, да какая к черту разница? Главное чтобы желание было сильным, любовь настоящей, ну или деловой интерес крепким. Для нас провокационно, для них абсолютная обыденность, о которой даже думать не нужно.

Эрго. Сильный колонизационный роман, подающий тему жизни в новом мире с точки зрения столкновения мощнейших корпораций. Роман может похвалиться вниманием к деталям, качественными героями, разнообразными интригами и провокациями по гендерному вопросу. Разве что начало воспринимается несколько тяжеловато, но после привыкания к стилю Йена все входит в норму.

P.S. Присутствует в романе Макдональда еще одна «фишка», роднящая его с «Игрой престолов». Но об этом мы сейчас говорить не будем, оставим легкий налет интриги.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.