Человек, открывший для американцев новую Россию. Работавший в театре с 12 лет. Режиссер. Сценарист. Актер. Писатель. Герой Социалистического Труда. Обладатель трех орденов Ленина и трех Трудового Красного Знамени. Лауреат МКФ в Венеции, Братиславе, Готвальдове, Марианских Лазнях, Локарно, Эдинбурге, Москве. Друг Чаплина. Соратник Эйзенштейна. Муж Орловой.
Человек, получивший две Сталинские премии первой степени. Любимчик Вождя. В разгар репрессий, снимавший бодрые комедии о прекрасной советской жизни. Ставший членом партии только в 1954 году!
В канун 110-летия со дня рождения Григория Васильевича Александрова (Мормоненко), вспомним вехи жизни и творчества этого неоднозначного, но талантливого мастера.
Родился будущий классик советской комедии 10 января 1903 года на Урале. С 12 (по другим источникам с 9) лет судьба связала пацана с Мельпоменой. Посыльный в Екатеринбургском оперном. Помощник бутафора, реквизитора, электротехника.
Потом была музыкальная школа, режиссёрские курсы Рабоче-крестьянского театра. В начале 20-х происходит встреча, окончательно определившая судьбу молодого человека. Александров, ставший актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта, знакомится с Сергеем Эйзенштейном.
Сперва драка за краюху хлеба (если верить книге Доминика Фернандеса). Затем крепкий творческий тандем. В 1924-25 друзья работают над «Стачкой», «Броненосцем Потёмкиным» (здесь Григорий также играет одного из офицеров). 1927-29 – соавтор сценария и сорежиссер «Октября», а также «Старого и нового».
В 1929 году Эйзенштейн, Александров и оператор Сергея Эдуард Тиссэ отправились покорять Европу. А затем и Америку, чтоб время зря не терять. Официальная цель поездки: «пропаганда советского киноискусства».
Чаплин. Дитрих. Голливуд. Неплохо съездили.
После возвращения в 1932 пути Григория и Сергея расходятся.
Через год происходит еще одна знаменательное событие. На даче у Горького, Александров встречается со Сталиным. Вождь поручает режиссеру заняться советской комедией. Жить стало лучше, жить стало веселее, улыбается в усы друг детей и физкультурников, надо расшевелить этих мастеров смеха в искусстве.
Если партия скажет надо…
Тем более Александров вполне созрел для самостоятельной работы.
Актера на главную мужскую роль в «Веселых ребятах» (1934) нашли быстро. Солист ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов. С женской было посложнее. Пока Григорий Васильевич не увидел в спектакле музыкального театра некую Любовь Орлову.
«Веселые ребята» стали первой в Союзе музыкальной комедией. С нее отсчитывают свой путь в кино композитор И. Дунаевский, поэт В. Лебедев-Кумач. На II МКФ в Венеции, где фильм показывали под названием «Москва смеётся», он, получив премию за режиссуру с музыкой, был включён в шестёрку лучших в мире кинолент. Дома все начиналось далеко не так радужно. «Веселых ребят» обвинили в отсутствии «революционного пафоса», плагиате и халтуре. Наркомат просвещения РСФСР их вообще запретил. Александрова спас лично Иосиф Виссарионович. «Хорошая картина, веселая, — сказал Сталин после просмотра. — Я как будто месяц в отпуске побывал. А что, кому-то она не понравилась?»
Кстати, Александров и Орлова поженились сразу после окончания съемок. Их совместная фильмография составит 10 картин.
Следующая работа режиссера вышла в свет через два года. «Цирк», комедия про гастроли американской цирковой группы в СССР (вновь с Орловой в главной роли и музыкой Дунаевского) укрепила Григория Васильевича в роли главного советского комедиографа. Только за первый месяц в Москве и Ленинграде фильм посмотрели 5 миллионов человек. Не задержались и премии. Как родные, так и зарубежные.
В 1937 был снят хит на все века «Доклад тов. Сталина о проекте Конституции СССР на VII Чрезвычайном Съезде Советов», а еще через год на экраны вышла «Волга-Волга». Один из любимых фильмов Иосифа Виссарионовича (в 1942 году он, например, отсылал копию картины Рузвельту) стал официальным гимном эпохи. Той самой, из анекдота про детство: «я хочу жить в Советском Союзе-е-е-е!».
Следующим пропагандистским шедевром Александрова стал «Светлый путь» (1940) о советской Золушке Тане Морозовой (догадайтесь, кто ее играет). Такой СССР, как в этом фильме, приятно иметь хотя бы на экране.
Самой известной послевоенной работой Григория Васильевича стала «Встреча на Эльбе» (1949), одна из первых ласточек, прощебетавших о разгорающейся Холодной войне. 24,2 миллиона зрителей (лучший результат года). Вторая Сталинская премия.
А еще было руководство «Мосфильмом» и Бакинской киностудией, преподавание во ВГИКЕ, участие в работе международных жури, писательство, документальное кино.
Никто не узнает, насколько Александров лукавил, снимая в 1938 году картины о том, как хорошо живется в СССР. Старался ли он дать людям надежду, или просто отрабатывал госзаказ. В любом случае, в таланте ему не откажешь. И первенство в создании наших музыкальных комедий (а также открытии Орловой для кино) за ним по праву.
Занятно! Реально просто отлично написано. 🙂