Дэвид Вебер «Космическая станция «Василиск». — М.: Эксмо, СПб, 2003 г. (Серия: Военная фантастика) (первая книга цикла «Вселенная Виктории Харрингтон»)
ум, Честь и совесть ихней эпохи или Правнучка Нельсона/
Боже, храни Королеву!
Садясь на борт шаттла, летящего на главную верфь Флота, Коммандер Королевского Флота Мантикоры Виктория Харрингтон пребывала в исключительно радужном настроении. Этому чертовски способствовало долгожданное назначение капитаном легкого крейсера.
Она шла к этому месту 11 долгих лет. Не имея ни связей, ни влиятельных друзей или родственников. Только свои знания, умения и талант.
Академия, затем служба штурманом, лейтенантское звание, капитанствование на небольшой канонерке, должность старшего артиллериста на супердредноуте, затем командование эсминцем.
И вот, наконец, в ее подчинении один из «ушей и глаз Флота».
Причем в очень непростое для родной Мантикоры время.
Бог с ними с учениями, во время которых так легко наступить на мозоль одному из бесчисленных власть предержащих Звёздного Королевства и быть отправленной на окраинную станцию.
Хуже другое, одна из соседних держав, Народная Республика Хевен, агрессивная и воинственная, уже переварила свои предыдущие завоевания. А Королевство Мантикора является слишком лакомым куском, чтобы не попробовать потрогать его за подбрюшье.
И не совсем понятно, что за игра ведется вокруг станции «Василиск» и планеты Медуза. Возможных ключевых точек в будущем конфликте.
Точек, где единственным военным кораблем Королевства, оказывается корабль Виктории Харрингтон «Бесстрашный».
Корабль, ставший заложником борьбы между двумя школами тактической мысли на Мантикоре.
Корабль, лишенный изрядной части проверенного оружия.
Корабль с новыми системами вооружения, неприспособленными для использования на легком крейсере.
Корабль с деморализованной, неуверенной в себе, депрессивной командой.
Корабль, жизнь которого будет полностью зависеть от талантов нового капитана и ее умения воспользоваться знаменитым принципом Филеаса Фогга («используй, то что под рукою»).
Уроженец штата Огайо Дэвид Вебер опубликовал свой первый роман (написанный совместно со Стивом Уайтом) еще в далеком 1990 году.
С тех пор из-под его пера вышло больше двух десятков романов (не считая приблизительно такого же количества межавторских проектов).
Пишет он в основном в жанре военной фантастики, а его цикл «Хонор Харрингтон» (Виктория в английском оригинале носит имя «Хонор» – «Честь») считают одной из лучших военно-космический саг в мире. Познакомимся поближе с первым романом этого цикла.
Качественная космическая фантастика с военным уклоном просто обязана изящно лавировать между требованиями адептов сражений меж звездами, ценителей изящных, забавных фантдопущений и изысканных интриг, поклонников описаний научно-технического прогресса и любителей непрерывного движения/экшена.
Не забывая о реверансах в сторону фанатов хорошо прописанных и жизнеспособных персонажей. Дело непростое, и посему зачастую писателям одновременно удается удовлетворить максимум одну-две группы читателей.
Вебер в первом романе «Хонор Харрингтон» сделал серьезную заявку на действительно качественную фантастику.
Судите сами. Пускай столкновениями армад нас в первом томе не порадуют, но без космического сражения, подробного и со вкусом описанного, мы не останемся.
За забавности отвечают шестилапый древесный кот Нимиц с родной планеты Виктории Сфинкс, эмпат, умница и неотделимая часть хозяйки. А также медузиане, эдакие кряжистые богомолы, неразборчивые в принятии веселящих снадобий.
Интригами занимается с одной стороны цельный мантикорский Парламент, ведь монархия в Звёздном Королевстве вполне конституционная (кстати, сама Мантикора изрядно напоминает эдакую космическую Британию). Тут вам и либералы, и прогрессисты, и центристы и роялисты. Извините, если кого не припомнил. И каждый одеяло на себя тащит.
С другой – спецслужбы и политики Народной Республики Хевен. Тоже, знаете ли, ребята не промах. Хотя и расслабленные немного.
А уж прогресса и его детищ, технологий, у Дэвида просто пруд пруди. По уровню проработанности и оригинальности научной стороны мира, цикл Вебера достоин сравнения с лучшими образцами «сайнс фикшн», безо всяких скидок на приключенческо-военную составляющую романов.
Тут вам и импеллерные двигатели, создающие тягу над и под корпусом звездолета, непробиваемую никаким оружием. И качественно проработанная идея гиперпространственных путешествий с помощью, так называемых Парусов Варшавской. И идея туннельной транспортной гиперсети со своими особенностями и законами. И пролонг – процедура, замедляющая старение. И изрядное количество разнообразного вооружения, как ручного, так и корабельного. Как вам, например, комбинированные ядерно-лазерные ракеты?
Наибольшее основание быть недовольными «Хонор Харрингтон» имеют фанаты, требующие от фантастики беспрестанного экшена. События в книге развиваются неторопливо, хватает психологии, расследований, и самая движуха начинается ближе к концу романа.
Что еще лично мне не понравилось, обилие незапоминающихся второстепенных героев, в которых страницы с двухсотой начинаешь конкретно путаться. Но то такое, возможно просто надо быть повнимательнее.
Напоследок скажем пару слов о фронтеменше цикла, Коммандере Королевского Флота Мантикоры Виктории Харрингтон. Это образ является одновременно и достоинством и недостатком романа. Причем одно плавно проистекает из другого. Виктория вышла живой, талантливой, умной, при этом сомневающейся и эмоциональной. Заботливым и знающим командиром, благородным и патриотичным человеком.
Все бы хорошо, но у нее весьма сложно отыскать хоть одну негативную черту (если не считать забавного математического кретинизма). Опять же, если уж вас зовут Честь, приходится соответствовать.
Как-то отвыкли мы уже от монохромных героев. Пускай хорошо прописанных, но чересчур уж безупречно-положительных. Не хватает нам внутренней борьбы, червоточинки какой завалящей, простого многогранного человеческого характера, в котором вдоволь как хорошестей, так и банального эгоизма.
Эрго. Почетное третье место среди читанной мной забугорной космической фантастики, после неподражаемого «Барраяра» Буджолд и многогранного «Пламени над Бездной» Винджа. Если б еще Викторию не такой белой и пушистой сделали….