Дезертир, бежавший от любви, или Будни барда в СССР
Популярный в 60-е и 70-е, а теперь напрочь забытый бард Алексеев, живущий в деревенской глуши, неожиданно получает приглашение выступить на небольшом столичном радио.
В процессе записи, он заново переживет часть своей жизни, успехи и неудачи обычного союзного интеллигента, встречи со знаменитостями, забавные и грустные моменты советской действительности.
Но, похоже, так и не узнает настоящую любовь.
Хотя встретится с ней лицом к лицу.
Российское кино редко предлагает зрителю что-либо стоящее, утонув в омуте паршивых мелодрам и боевиков.
Тем ценнее редкие удачи, типа «Географа с глобусом» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/), и тем меньше надежд наткнутся на такую удачу.
Но мимо «Алексеева», пройти было выше моих сил.
Как минимум потому, что я очень люблю бардовскую песню, и трепетно отношусь к Збруеву.
И вы знаете, свершилось чудо. С таким удовольствием я не смотрел российское кино как раз со времен того самого «Географа». Без недостатков, конечно, не обошлось, но это в основном либо технические моменты, либо вопросы восприятия.
О них позднее, а сперва о приятном:
— Отличная магистральная истории любви. Пускай сложновато представить себе в реальности человека, столь хитрым путем (и через столько времени) выражающего свое чувство. Но сама идея «сделать то, что человеку нужно именно в этот момент» вполне достойна высочайшей людской эмоции. И воплощение не подкачало. А финальный спурт и вовсе на пятерку с плюсом.
Деятельным особам такая версия вряд ли подойдет, и они в праве усомнится в том, что ее вообще можно назвать любовью. Как же действие, спросят они? Как же участие в судьбе коханого, помощь ему тогда, когда судьбу можно было изменить, а не только вспоминать?
В чем-то они правы, но не надо забывать о том, что все люди разные и скорее всего Алексеев (человек, привыкший лишь рассуждать о любви, но никогда не любивший) был просто не готов принять эту самую помощь и участие.
— Великолепная роль Александра Збруева. Очень немногие актеры, старея, способны адекватно воспринимать свой возраст (вспомним хотя бы упорно молодящегося Аль Пачино). Збруев справился потрясающе. А как он играет глазами! А мимикой! Бравушки!
— Неплохое использование элементов эпохи. Типа тех же Клубов самодеятельной песни, фестивалей в лесу, гитар практически в каждом доме, стукачества в «Комитет Глубокого Бурения», фанатения по инженерной профессии и т.п.
Отсюда плавно перейдем к недостаткам ленты.
Союзные времена переданы изрядно однобоко. Пускай сам режиссер говорил, что «мое кино не имеет никакого отношения ни к 60-м, ни к бардам. Эта история происходит в настоящем, и меня эпоха 60-х, 70-х интересует не больше, чем другие».
Но все же добрая половина ленты пройдет именно в те времена, а нам никого, кроме инженерной интеллигенции, не покажут вовсе. Причем весьма умеренной, ни одного диссидента. Представляете, полный СССР инженеров, и ни единого сантехника. Лепота!
Посему считаю абсолютно некорректным сравнение «Алексеева» с «Форрестом Гампом». Форрест фактически был свидетелем американской истории. Алексеева можно назвать простецким интеллигентским символом 60-х, но с изрядной натяжкой.
Да, средний, как по таланту, так и по человеческим качествам. Да, бабник. Да, инженер. Да, работает на оборонку. Да, «стучит». Да, пишет песни, ездит на фестивали. Да, шапочно знаком со знаменитостями. Да, частенько не имея своих мыслей, тиражирует идеи «великих».
Но при этом не фрондирует (разве что «Дезертиром», спетым в минуту депрессии), не состоялся в жизни ни как муж/отец (кстати, куда все же подевалась его семья? И друзья?), ни как автор (заметьте, ему почти никогда не хлопают), и аккуратно дожил до нашего времени.
Действительно, дезертир.
Финальную песню Алексеева (авторы Филипп Вейс и Игорь Гольцов) согласно одним источникам исполняет сам режиссер, другим Филипп Шияновский. Мэтров бардовского цеха текст не впечатлил, а мне понравился, цепляет.
Так же не к самым удачным аспектам я бы отнес слегка сумбурную нарезку кусков прошлого Николая. Помимо линии 80-го, остальные разбросаны не всегда удобно для восприятия.
И, пожалуй, режиссеру все же нужно поумерить желание разжевывать зрителю мысль до состояния жидкой кашицы. Очередной надцатый словесный повтор определения любви «по Сегалу», к середине картины начал немного раздражать.
Тем более что фильм собственно и есть это самое определение.
Эрго. Хорошее кино о любви, с отличной ролью Збруева, позволяющее слегка по ностальгировать людям, помнящим повальное увлечение КСП.
Режиссер: Михаил Сегал
В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин, Светлана Первушина, Анастасия Попкова, Андрей Макаревич, Дмитрий Гудочкин, Иван Звягинцев