Зелёная книга (Green Book), 2018 — рецензия (обзор)

Путешествие, приносящее дружбу, или Двое в машине, не считая музыки

Тони Валлелонге по прозвищу «Болтун» (Мортенсен) не было за что жаловаться на жизнь. Да, зарабатывать приходилось неблагодарным ремеслом вышибалы в клубе, и денег постоянно не хватало. Зато очаровательная жена и двое ребятишек с лихвой компенсировали финансовые неурядицы.

До того самого момента пока клуб не закрыли на ремонт на целых два месяца, и эти самые неурядицы не взглянули прямо в лицо семейству Валлелонга.

Вот и пришлось главе семейства соглашаться на предложении некоего пианиста доктора Ширли (Али), которому нужен водитель и телохранитель для турне по южным штатам.

Все бы хорошо, но Ширли негр (на дворе стояли наивные 60-е, когда еще никто не догадывался, что на самом деле это слово нельзя использовать под страхом смертной казни). Тони чернокожих не любил, но деньги предложенные доктором, позволяли преодолеть эту неприязнь.

И никто: ни доктор, ни Тони даже не догадывались, что начинают путешествие, изменившее их отношение к жизни.

 

И снова на наших экранах американское кино, вплотную затрагивающее тему расизма.

Да сколько ж можно! Удивитесь вы. «Время убивать» (http://perekat.kiev.ua/vremja-ubivat-a-time-to-kill-1996/ ). «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ). «Свободный штат Джонса» (http://perekat.kiev.ua/свободный-штат-джонса-free-state-of-jones-макконахи/ ). «Черная пантера» (http://perekat.kiev.ua/чёрная-пантера-black-panther-2018-marvel/ ), «Люк Кейдж» (http://perekat.kiev.ua/люк-кейдж-luke-cage-сериал-2016/ ). «Джанго освобожденный» (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/ ). «Скрытые фигуры» (http://perekat.kiev.ua/скрытые-фигуры-hidden-figures-2016-рецензия-обзор/ ). «Прочь» (http://perekat.kiev.ua/прочь-get-out-2017/ ). «Черный клановец» (http://perekat.kiev.ua/чёрный-клановец-blackkklansman-2018-расизм/ ). Может пора остановится? В общем, оно конечно так, имело бы смысл попридержать коней, тем более что интересных картин на эту тему становится все меньше. Но в случае с Green Book ситуация иная. Фильм откровенно удался.

Это в первую очередь роад-муви об отношениях двух абсолютно разных людей. Сперва огрызающихся и конфликтующих. Позднее влияющих и гармонично дополняющих друг друга. Открывающих один другому новые сферы человеческой жизни, культуры, искусства. Постепенно приходящих к крепкой мужской дружбе. О гениальном чернокожем музыканте-снобе и простом белом парне, обожающем пожрать и поболтать. Об одиночестве таланта и бурной семейной жизни. О бедности и богатстве. Агрессии, насилии, уважении и достоинстве. О необычности и обыденности. Путешествии, преодолении и гармонии.

Цвет кожи, сексуальные пристрастия героев, играют в этой истории откровенно вторичную роль, несмотря на все коллизии, связанные с негром, путешествующим по южным штатам. Тони не любит чернокожих, но по большому счету, до этого самого путешествия, он с ними близко не общался. Принято так было в то время. Предрассудки там, стереотипы. Белые лучше черных, и обязаны относится к ним пренебрежительно. Но только в тот момент, когда Валлелонга ближе узнает одного из них, причем гениального пианиста, Тони выработает свое личное отношение к расовым вопросам.

Ширли, пытающийся изменить этим путешествием восприятие белыми своей расы, на самом деле не чувствует себя своим ни в белом, ни в черном обществе. Богатей, гений, сноб, погрязший в одиночестве и посвятивший свою жизнь искусству. Вдобавок еще и гей. Но и он постепенно оттаивает в обществе грубияна-итальянца с добрым сердцем.

Рассказана история последовательно и профессионально. Герои отнюдь не бросаются сразу в дружеские объятия. Перед нами классическое возникновение близких отношений. Неприятие, отторжение, конфликты двух самодостаточных людей, вынужденных долгое время находится в обществе друг друга. Первые ростки заинтересованности и понимания. Открытие того, что собеседник может сообщить тебе много интересного и неведомого ранее. Восхищение талантами другого. Взаимовыручка и совместное преодоление проблем. Ссоры и примирения. Прям как в жизни.

Актеры справились со своими образами на пятерку.

Вигго Мортенсен («Багровый прилив», «Идеальное убийство»), наш всенародно любимый Арагорн, тут чудо как хорош. Огромный мужик с изрядным пузом, способный умять за час 26 хот-догов. Трепач, не жалеющий крепкого словца, скорый как на драку, так и на хорошую историю. Не сильно образованный и не особо эрудированный. С простой речью и отношением к жизни. Приятный добрый человек со своими принципами. Понимающий, что на криминал работать себе дороже, несмотря на острую потребность в деньгах. Кстати, кто припомнит образ итальянца в американском кино, не связанного с мафией (кроме Роки Бальбоа, естественно)?

Махершала Али («Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Люк Кейдж», «Свободный штат Джонса», «Скрытые фигуры», «Настоящий детектив», 3-й сезон) со своим доктором составляет Вигго достойную пару. Сноб, относящийся свысока, что к белым, что к черным. Считающий себя  способным доказать жителям южных штатов, что негр может быть лучше белого. Одинокий, несчастный человек, оживающий лишь за роялем и глушащий себя вискарем, взирая со стороны на отношения других. И тема с письмами – как большая сочная вишня на вкуснейшем торте.

Что особо приятно – «Книга» — это старое-доброе мужское кино – редкость в последнее время, когда феминистических картин с женскими образами, напрочь затмевающими мужские, становится все больше. Дам тут практически нет, кроме супруги Тони, работающей откровенной музой для главного героя.

Отдельное спасибо постановщикам за чуть ли не впервые поднятую в кино с расовым уклоном, тему социального неравенства, абсолютно не зависящую от цвета кожи. Не зря Тони, зубами выгрызающий каждый доллар, считает себя гораздо чернее доктора, купающегося в деньгах и живущего в огромной квартире.

И за природу бескрайних американских просторов, само собой.

Лента вышло изрядно напряженной: постоянно ожидаешь по-настоящему крупных неприятностей для парочки наших героев. Все же негр, раскатывающий в 60-е по южным штатам, откровенно рисковый парень. И тем приятнее одна из встреч в самом конце («чертовы копы!»), показавшая, что нормальные люди встречаются всегда и в любой точке Америки.

Эрго. Отличная актерская «мужская» картина о людских отношениях. Прекрасные работы артистов. Роад-муви с природными красотами. Антураж 60-х. Приятная музыка. Тщательно созданное напряжение. История о настоящей дружбе, возникающей в самых неблагоприятных для нее условиях. Хорошее, доброе и духоподъемное кино.

Режиссер: Питер Фаррелли

В ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Себастьян Манискалко, Димитар Маринов, Майк Хаттон, П.Дж. Бирн, Джозеф Кортезе, Мэгги Никсон, Фон Льюис

P. S. История о Мортенсене и слове «негр», точнее о реакции отдельных особо долбанутых человеков на это слово – это полный дурдом. Ребята вы там совсем с катушек слетели со своей политкорректностью? Ну как это: негры есть, а слова нет?

Да, и поцелуйте детей!

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.