Женщина в черном (The Woman in Black), 2012
Привидение с мотором. Дикое, но симпатишное
Молодой лондонский юрист Артур Киппс (Рэдклифф) все никак не может оправиться от смерти жены. Несмотря на прошедшие четыре года. Несмотря на очаровательного сынишку (к слову, малой, играющий наследника героя Рэдклиффа, действительно крёстный сын экс-Гарри Поттера), подаренного ему супругой в последние минуты жизни.
Эта печаль весьма мешает работе, босс Артура откровенно недоволен, и потому командировка в провинцию (для разбора бумаг, оставшихся после кончины миссис Элис Драблоу — хозяйки поместья Ил Марш), оказалась весьма кстати. «Ты же понимаешь, сынок — бурчал босс — пассажиры нам не нужны, надо работать в полную силу, посему к делу подойди ответственно, и документы перебери все, благо их там много. Заодно я твою кислую физиономию неделю не увижу» — явно подумал он про себя.
Артур понимает – скорбь скорбью, но ребенок хочет жрать. И вот уже поезд уносит парня из Лондона, и согревает его лишь знание того, что через несколько дней няня с малышом приедут к нему в гости.
По дороге Артур знакомится с местным богатеем мистером Дейли (Хайндс), получая от него приглашение на обед. Однако больше в городке приезду столичной штучки никто не рад. Местный стряпчий, подсунув тоненький конвертик с бумагами покойной, пытается выпереть на поезд, жители прячут детей по домам и смотрят волками.
Но Киппс помнит о недовольстве босса. С трудом найдя повозку, он по дамбе, дважды в день заливаемой приливом, едет в особняк, где выясняет, что в пустом на первый взгляд доме он далеко не один.
В 50-70-х годах прошлого века студия Hammer Film Productions была широко известна в узких кругах, как лидер хоррора. Потом период упадка, и вот ренессанс. Сперва возник весьма стильный «Впусти меня. Сага», собравший, правда, при 20 лимонах бюджета всего 24. И вот новый образец ужастика. Скажу сразу, с доходами на этот раз получше (17 миллионов потрачено, почти 128 собрано).
Это римейк картины 1989 года, поставленной по роману англичанки Сьюзен Хилл. Кстати, в старой версии Артура Киппса играл Эдриан Роулинс, позже ставший отцом Гарри Поттера. Своеобразная связь поколений получилась. Что интересно, «Женщина в черном» полностью европейский проект, никакой Америки.
Теперь к сути.
Фильм ужасов испортить сложно (если не увлекаться сваливанием в одну кучу коней с людьми, и не держать зрителя совсем за дурака – как, например, создатели недавнего «Астрала»).
Тревожная музыка, большие глаза героя, иллюзия движения за плечом, «бу» из-за угла, ну вы в курсе. Но также нелегко снять действительно завлекательно-пугающую картину. Скажем честно, «Женщина в черном» до шедевра не дотягивает. Мы увидим крепко сбитый, классический, можно даже сказать консервативный ужастик.
К его плюсам можно отнести:
— Мрачно-готичную атмосферу, успешно создаваемую особняком Ил Марш (ставшим героем фильма наравне с живыми актерами) и тщательно поддерживаемую повзрослевшим Мальчиком, который выжил. Аутентичные английские пейзажи, дополненные холодным морем и густыми туманами. Как прав был Шерлок Холмс, на дух не переносивший английской глубинки. Очень уж она депрессивная.
— Неторопливое, по пунктам развивающееся действие, добавляющее картине антуража. Конец XIX века, как никак, не наш безумный-безумный мир (по крайней мере, по скорости жизни). К сожалению, этот же момент делает «Женщину» весьма предсказуемой.
— Подлинные механические игрушки, музыкальные шкатулки того времени, позаимствованные на время съемок у коллекционера.
— Rolls-Royce Silver Ghost мистера Дейли. Автомобиль 1907 года со страховой стоимостью 35 миллионов, оцениваемый в 57 лимонов. Не гривен. Что характерно ездит. Еще и кареты из болота вытягивает.
— Идею бессмысленности, трагичности и нерациональности ненависти, разведенной пополам с местью. Чувств, не дающих ничего, кроме новой ненависти. И так, пока кто-то не найдет в себе силы разорвать заколдованный круг.
Стоит отметить также персонажа Хайндса. Кандовый английский джентльмен, остающийся таковым даже после трагедии, постигшей его семью.
Игра Рэдклиффа, наоборот, балансирует на грани. В принципе мы это все уже видели. Раз восемь, не меньше. С испугом, недоумением, ошарашенностью на лице у парня все в порядке. Эти элементы актерского мастерства за десяток лет в поттериане выучены назубок. Но Дэниел явно хочет выбраться из-под волшебного гнета. Не сейчас. Эта роль в смене амплуа ему не очень поспособствует.
Осталось также пара вопросов к сценаристу. Вы вообще определились, кто в теремочке живет? По крайней мере, после просмотра я так до конца и не понял, с чем столкнулся герой. Призраки? Откуда тогда воздействие на физические предметы? Эфирные остатки сущности? Уже ближе, но все равно какое-то оно и швец и жнец и на дуде, ну вы в курсе.
И уже с половины фильма было очень жаль, что рядом с Артуром не оказалось ни одного Винчестера. Хоть младшего, хоть старшего. Хоть папы. Те точно знали, как бороться с подобными явлениями.
Абсолютно не раскрыта тема мертвой жены героя. Я думал, они на этом кусок сюжета построят, ан нет. Вечный вопрос, останутся ли те, кого мы знали, после смерти самими собой. Или под их личиной придет нечто совсем иное?
А теперь о главной проблеме картины. Конец. Создатели поступили, как в том пошлом анекдоте: Биг, биг та й всрав… ну вы в курсе.
Финал никуда. Понятно, что они не могли под конец не бросить Киппсу подляну. Ладно, бросили. А потом??? Что это было??? От фильмов ужасов не ждешь хиппи-энда, но то, как они завершили… Незачет.
Эрго. Весьма антуражненький консервативный ужастик, испорченный абсолютно слабым финалом.
P.S. Сперва продюсеры думали создавать кино в 3D, но после обломались.
Кстати, уже подтвердились слухи о продолжении. Действие будет происходить спустя 40 лет в Ил-Марш, превращенном в период Второй мировой войны в больницу для душевнобольных.
Режиссер: Джеймс Уоткинс
В ролях: Дэниел Рэдклифф, Киаран Хайндс, Джанет МакТир, Дэвид Бурк, Шон Дули, Эмма Шори, Хэрмон Молли, Софи Стаки, Миша Хэндли, Джессика Рэйне
И уже с половины фильма было очень жаль, что рядом с Артуром не оказалось ни одного Винчестера. Хоть младшего, хоть старшего. Хоть папы. Те точно знали, как бороться с подобными явлениями.