Железная леди (The Iron Lady), 2011
Женщина, изменившая ход истории
Первая (и пока последняя) женщина — премьер-министр Великобритании. Консерватор и реформатор. Победитель в Фолклендской войне. Самая известная женщина-политик. Истинная британка. Характер стальной. В связях порочащих ее не замечена. Замужем. Маргарет Хильда Тэтчер, урождённая Робертс.
Что еще можно рассказать о Железной даме Маргарет? Несколько художественных лент, документальные картины, масса материалов и книг. Информации море.
Еще одна экранизация не помешает – все равно решили создатели фильма. Тем более удалось заполучить на главную роль Мэрил Стрип – актрису, многими полагаемой лучшей в своем ремесле. Что забавно – оказались правы. Кино действительно оказалось весьма неплохим. Даже невзирая на нелюбимую мной, пусть и неизбежную «байопичную» суть.
Кино получилось кинематографичным, пардон за невольный каламбур (что в фильмах последних лет редкость). Уместные, красивые, внезапные флешбэки, умелое использование документальных вставок, тщательная работа костюмеров.
Заскучать не успеваешь. Тягучие, плавные сцены с пожилой Тэтчер резко и неожиданно сменяются абсолютно иными по накалу и энергетике «молодыми» и «зрелыми» временами премьер-министра. Ее диалоги с покойным мужем постоянно держат в напряжении нерв как фильма, так и зрителя. Одиночество и старость, перемежаемые борьбой со слабоумием создают щемящий болезненно-меланхоличный фон современных линий картины (по-дружески перекликаясь с «Играми разума»).
Местами кажется, что создатели не одобряют действий Тэтчер, в другие моменты позволяют считать себя ее верными паладинами. Именно эта неоднозначность и подкупает, отражая подобное отношение к Маргарет британского общества.
Ну и конечно Мэрил Стрип. Это ее бенефис, ее первенство (не зря премьер – первый). Великолепная игра (учитывающая все возрастные оттенки), изящное развитие образа, смена эмоциональных состояний. Блеск.
Неплох супруг Маргарет – Денис. Как в пожилом варианте (Бродбент), так и в молодом (Ллойд).
Кстати, по словам натуральной Тетчэр Мерил Стрип не смогла воплотить на экране ее реальный образ. Ну не знаю, Маргарет, конечно, виднее (не взирая на старческую деменцию), но снимали все же не документалку а художественный фильм.
Интересно сравнение с недавним «Дж. Эдгаром». Как на меня, «Леди» кроет создателя ФБР как бык овцу (в хорошем смысле этого сравнения). При практически полном отсутствии «жареных» допущений, характер и дух персонажа Стрип раскрыт на порядок лучше. К тому же Мэрил переигрывает Ди Каприо как первокурсника.
Из забавного. В этой картине засветилось двое актеров из «Игры престолов». Молодой Денис — Гарри Ллойд (Визерис Таргариен в «Игре») и отец Маргарет Альфред Робертс — Айэйн Глен (Дорах Мормонт). Если учесть, что кхал Дрого уже превратился в Конана, а Цареубийца в Охотника за головами, делаем вывод, что «Игра» стала неплохим раскруточным полигоном.
Эрго. Нескучный байопик о неординарной женщине в мужском мире, доказавшей, что для человека, верящего в себя и идущего к своей цели, первичные половые признаки абсолютно вторичны.
Режиссер: Филлида Ллойд
В ролях: Мэрил Стрип, Джим Броудбент, Сьюзэн Браун, Элис Да Кунья, Айэйн Глен, Александра Роач, Эмма Дьюхерст, Оливия Колман