Его стихами зачитывалась вся детвора Союза. Он писал слова для трех державных гимнов. Сценарии для шести десятков фильмов и мультиков. Во время войны работал фронтовым корреспондентом, был контужен под Сталинградом. Отличный поэт, педагог и сценарист. Председатель правления Союза писателей РСФСР. Создатель и главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль». Лауреат Ленинской и четырёх Государственных премий СССР. Герой Социалистического Труда. Обладатель огромного количества орденов и медалей.
Фамилия Михалков известна современному зрителю в основном благодаря Никите Сергеевичу, и отчасти Андрею Сергеевичу Михалкову-Кончаловскому. Но ни одной их работы мы не увидели, если бы не Сергей Владимирович. Их отец. В советское время, известный благодаря абсолютно другим достижениям. Вспомним каким?
Родился Сергей 13 марта 1913 года в московской дворянской семье. Задатки пиита проявились у мальчика рано, еще лет в девять. В 1927 Михалковы перебрались в Пятигорск, и уже через год в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) впервые печатается стих юного поэта. В 1930 Сергей, окончив школу, возвращается в столицу. На самостоятельные хлеба. Оказалось, Москва действительно «слезам не верит». Пришлось работать и на ткацко-отделочной фабрике, и помощником топографа, и в геологоразведочной экспедиции на Алтае побывать. Только через три года Сергей приближается к своей мечте. Стать настоящим писателем. Пошли публикации в «Вечерней Москве», «Известиях», «Комсомольской правде», «Огоньке», «Правде». Следом должность внештатного сотрудника «Известий», и членство в Московском группкоме писателей. В 1935 в журнале «Пионер» выходит поэма для детей «Дядя Стёпа». Поэму оценил сам Маршак, не забыв, между прочим, указать на недоработки. Затем пришло время и Союза писателей СССР, и учебы в Литературном институте им. А.М.Горького. В 1936 Михалков пишет сценарий для первого мультика «Союзмультфильма» «В Африке жарко», в 1937 для мультфильма про отважных зайцев «Здесь не кусаются», в 1939 – совместно с Николаем Адуевым для «Дяди Степы». В 1939 Сергей также участвует в «освободительном» походе Красной Армии на Западную Украину, а в годы Великой Отечественной становится военным корреспондентом сперва газеты «Во славу Родины», а затем — «Сталинского сокола». В 1941 по сценарию Сергея Михалкова и Михаила Розенберга снимают «Фронтовых подруг», драму о советско-финской «незнаменитой» войне.
Летом 1943 года поэт вместе с давним другом Габо (Габриэль Аркадьевич Уреклян, печатавшийся под псевдонимом Г. Эль-Регистан) принимают участие в конкурсе на создание нового гимна Союза. И их вариант вызывает заметный интерес самого Сталина! Доработка текста шла до поздней осени, затем утверждение, и 1 января 1944 года страна впервые услышала свой новый Гимн.
После войны Михалков пробует свои силы в жанре басни (всего он напишет более 200 аллегорических произведений). Продолжается и его работа с кинематографом. 1948 – детская картина о дружбе «Красный галстук», по его же одноименной пьесе. 1949 – «У них есть Родина», о возвращении домой советских сирот после войны. И огромное количество сценариев для очаровательных мультфильмов: «Охотничье ружье» (1948), «Полкан и шавка» (1949), «Когда зажигаются елки» (1950), «Козел-музыкант» (1954), «На лесной эстраде» (1954). В 1958 он пишет сценарий для классической ленты «Новые похождения Кота в сапогах», одной из самых любимых сказок детства. Помните: «Чудовища вида ужасного. Схватили ребенка несчастного»? 1959 – Забавная история о молодом актерском таланте «Сомбреро».
В 1962 году на экранах появляется первый выпуск сатирического киножурнала «Фитиль» (срок его жизни составит не много ни мало – 40 лет, за это время на счету «Фитиля» Государственная премия СССР (1978), орден «Знак Почета» (1982). Организатор и главный редактор – наш герой.
1963 – «Три плюс два», по пьесе Михалкова «Дикари». Шикарная комедия с молодым Мироновым. Фактически гимн молодости и эпохи. Когда «желанный полуостров» еще не ощетинился заборами у моря, вся жизнь впереди, и всех проблем выяснить, кто первым побывал на очередном неиспорченном и прекрасном месте. Да и это как выясняется не проблема, а начало новой любви.
И следующая порция веселых и познавательных мультиков: «Семейная хроника» (1961), «Козленок» (1961), «Лисичка и бобер» (1963), «Дядя Степа – милиционер» (1964), «Сказки для больших и маленьких» (1967), «Хочу бодаться!» (1968).
1971 – сценарий к «первому образцу отечественного экологического фильма-катастрофы» (совместно с Шлепяновым и Кулишом) «Комитет 19-ти». По итогам года картина в числе тридцати самых посещаемых отечественных хитов. 1972 – «Вид на жительство» (совместно с Шлепяновым). Коньюктурная и тенденциозная, но в чем-то пророческая лента, о неприспособленности советского человека к западной жизни. 1974 — «Дорогой мальчик», по одноименной пьесе Сергея Владимировича. Своеобразный ответ «Вождю Краснокожих», сделанный в весьма оригинальной стилистике боевика, мюзикла, кинокомикса и пародии одновременно. 1975 – «Меняю собаку на паровоз», по пьесе «Чужая роль», добрый семейный фильм о мечах и их воплощении. 1976 – «Большое космическое путешествие» по пьесе «Первая тройка, или Год 2001-й…» Один из первых советских детских фантастико-приключенческих фильмов, полный хороших песен, музыки и непередаваемого очарования отрочества.
В 1977 году Сергей Владимирович становится автором второй редакции Государственного Гимна СССР (а ведь будет и третий гимн, уже России в 2000!).
1978 – «Эцитоны Бурчелли», нетипичный для пера Михалкова сценарий для фильма, поднимающего непростую тему истинной сущности человека. 1979 – «Пена» по одноимённой пьесе. Острая сатира о «левых» диссертациях.
А еще было изрядное количество пьес, поставленных в театре (всего их написано 36 штук), множество стихов и мультиков, книги и статьи, работа редактором журнала «Веселые картинки», депутатство в Верховном Совете СССР. Два сына, 10 внуков и 8 правнуков. Дай бог каждому столько успеть.
Его называли лукавым царедворцем, приспособленцем, коньюктурщиком, лояльным к любой власти. А сами вы без греха? Отважитесь бросить камень?
Сергей Владимирович Михалков был несомненно талантливым человеком. Талантливым во всем.
К примеру, он один из немногих писателей, успешно творившим практически во всех жанрах (к 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн. экз.). Именно он создал эпитафию на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». А такого знатока детской психологии еще поискать! (вспоминаются слова Маршака о том, что Михалкову вечно 12 лет). На стихах, пьесах, кино и мультфильмах по его сценариям росли миллионы детей. И скорее всего, большинство из них стали хорошими людьми. Недаром именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы. Это самое малое, что мы можем для него сделать.