Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». — М.: АСТ, 2006 г.
Острова, полные магии или Волшебная Британия
1806 год. Эпоха Наполеоновских войн. Англия. Йорк.
Однажды теплым осенним утром двое уважаемых джентльменов, членов местного общества волшебников, твердо решили найти ответ на вопрос: почему в Англии больше не колдуют? Понятно, что множество магов-теоретиков задавались ним уже больше двухсот лет. Но у наших героев было то, чего не было у всех этих историков и ученых.
Загадочный волшебник по фамилии Норрелл, живущий в дальней части графства. Обладатель огромной библиотеки, полной древних колдовских трактатов.
Если бы только мистер Сегундус и мистер Хонифут знали, какие грандиозные перемены потрясут Британию после их визита к этому самому Норреллу. Единственному (как казалось на тот момент) практикующему английскому волшебнику, решившему, наконец, прервав свое добровольное уединение, вернуть магию на Острова.
Однако кроме людей, позабывших великое искусство древности, в Англии все это время жили и иные существа. Существа, давным-давно принесшие магию в людской мир. Существа, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существа, непредсказуемые, как сама природа.
Существа, если обратить на себя их внимание, способные на множество не вяжущихся с нашей моралью поступков.
В Средние века дождливая Британия была полна магии.
Сперва основатель традиции Король Ворон. Затем его последователи, ауреаты, или маги Золотого века.
Но время шло, ушел Джон Аскгласс. А за ним стало покидать английские берега и волшебство. Уже представители Серебряного века колдовства, или аргентианы, были гораздо больше учеными, чем практиками.
А к 19 веку на туманных островах остались лишь теоретики в пыльных кабинетах. Ах да! Еще уличные «маги»: попрошайки да мошенники.
Так было ровно до того момента, когда в столицу прибыл мистер Норрелл, еще в Йорке доказавший, что практическая магия живет и здравствует.
«Джонатан Стрендж» девять лет назад буквально взорвал трясину забугорного фэндома.
«Хьюго», «Локус», Всемирная Премия фэнтези, Мифопоэтическая премия, Лучший роман года по версии «Time». «Лучший английский фантастический роман, написанный за последние семьдесят лет».
Автор этой бомбы, Сюзанна Кларк, уроженка Ноттингема, Великобритания, в свое время изрядно поколесила по Европе. Вернувшись на родину, Кларк занялась редактированием кулинарных книг в Кембриджском издательстве, параллельно начав писать «Джонатана».
Он появился на свет в 2004 году, после 10-летней работы, принеся своему создателю известность и возможность посвящать гораздо больше времени творчеству. Сейчас Сюзанна работает над новой книгой, действие в которой будет происходить через пару лет после окончания «Джонатана», и где, по слухам, в основные герои выйдут некоторые второстепенные персонажи первой книги.
Очень интересный проект. Необычный, нетипичный, непривычный, нестандартный (еще много «не») для современного фантастического книжного сообщества. Со своим очень продуманным, гармоничным миром и темпоритмом. При этом чертовски реальный, увлекательный и завораживающий.
Это действительно Роман. С большой буквы. Как раньше. В золотое время романистики. У классиков. Причем великолепно стилизованный под работы того периода.
Но если читать реалистичные произведения мне почти всегда было скучновато, то с книгой Кларк соскучиться не получается. Никак.
Между тем, с работами монстров романистики у нее очень много общего. Шикарно проработанные образы. Полифония изложения. Великолепно продуманная канва и множество мелких нюансов, создающих мир. Одних только расширенных комментариев, наращивающих мясо ее вселенной, наберется на немалую книгу.
Что приятно, Сюзанна очень грамотно использует фантдопущение. Отнюдь не ради него самого, а лишь как дополнительный инструмент. Фантдопущение, которое не очень то и меняет историю нашего мира (практически все важные деятели на своих местах. Насколько можно судить, часть событий, знаковых для нашей истории, состоялась и здесь (к примеру, общая канва наполеоновских войн особо не изменилась).
Да, случилось так, что в мире Сюзанны завелся в средние века некий Джон Аскгласс, Король Ворон. Обучавшийся у эльфов/фэйри, и впоследствии правящий частью Англии. Да, в его былинные времена, когда магия была на коне, Король мог, например, легко выгнать Зиму на четыре года.
Но затем он ушел, умерли его ученики, и изучение магии превратилась в любование достижениями колдунов прошлого.
А история вернулась в свое русло.
Ровно до тех пор, пока в Лондоне не появился мистер Норрелл.
Магия в этом мире практически полностью порождение волшебной страны. Точнее самой всесильной природы.
А два главных героя – волшебника – представляют в романе Кларк противоположные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие людского и волшебного миров. Банальности и неведомого. Рациональных подражателей и безграничных творцов. Усердной работы с источниками и вдохновения. Возведенной цивилизации и изначального творения.
Если мистер Норрелл всеми силами пытается вычеркнуть влияние фэйри на развитие людского магического искусства, считая эльфов вредоносными, порочными и безумными, то его ученик Джонатан Стрендж, наоборот, уверен в необходимости отдать должное и вновь наладить с ними связь (причем, именно Джонатан немало настрадается от действий одного из волшебного народа).
Кстати, подобные научные споры, правда, по поводу других отраслей знания, не редкость и у нас.
Роман Сюзанны, очень английский по духу, некоторые рецензенты ничтоже сумняшеся сравнивают с произведениями Толкиена. Я с ними согласен лишь до некоторой, очень небольшой степени. В работе миротворца, например, Толкиену по-прежнему нет равных. Отлично раскрытая атмосфера Владычицы морей – бесспорно схожая черта. Людей постоянно живущих рядом с Полыми Холмами. Рассказы об особенностях национального характера – тоже (только у Профессора больше внимания уделено среднему классу, а у Кларк – высшему сословью). Но вот чего у Сюзанны в романе маловато, так это эпичности — того, чем полна главная работа Толкиена. Зато юмора у нее на порядок больше, чем у Дж.Р.Р.
В общем, читайте, сравнивайте.
Заканчивая разговор об этом бесспорно выдающемся произведении, хочется отпустить пару-тройку матов в адрес издательства Аст, а конкретнее их обложки и аннотации.
«Волшебники состоят на тайной службе правительства». Ну, где она тайная? Что вы нам дешевую шпионскую интригу подсовываете? Абсолютно открытая работа на благо родной страны, как внутри Англии, так и в действующей на континенте армии.
«Волшебники забыли о своем истинном, извечном недруге и противнике — Древнем Народе». С какого перепугу Древний Народ – среди которого были как людские учителя, так и слуги, стал «извечным противником»? Трудно прогнозируемым эксцентричным соседом, с которым надо вести себя как можно осторожнее, возможно.
Или вы имеете в виду Джентльмена с волосами, как пух на отцветшем чертополохе? Вам не кажется, что чем-чем, а «управлять человеческими землями и душами» он точно не собирался. И неплохо бы вспомнить, кто стал инициатором знакомства.
А уж «магия слабеет и иссякает» уже лет 200 минимум. В книге она наоборот начинает возрождаться.
«Ведомые своей Новой надеждой — подменышем Королем-Вороном…» — полный бред. Куда ведомые? Каким Вороном? Вы книгу читали? Хоть пару страниц?
А если судить по мрачному рисунку, то нас ждет минимум готичный ужастик, полный злобного колдунства и непременных вампиров.
Это примерно тоже, что для кинговского 11.22.63 сотворить рисунок в стиле «Лысый против Бешенного», сопроводив описанием типа «зубодробительный боевик: учитель против времени!», и после требовать адекватных ожиданий от потребителя.
Негоже обманывать читателя, он такого может и не простить.
Эрго. Шикарный роман, вполне достойный своего букета наград. Только ради бога, не ожидайте водопада экшена, или легкого развлекательного чтива, по дурной современной традиции разжевывающего и глотающего все за читателя! Кларк ждет от читателя участия в Сотворении.