Гоголь. Начало, 2017 — рецензия (обзор)

Диканьские вечера, или Мистическая Полтавщина

Молодой писарь Третьего отделения Николай Гоголь (Петров) слыл среди коллег чудаком. И то правда: странные припадки во время расследования убийств. Не менее странные надписи, которые выводит рука писаря помимо его воли.

Но был один человек, который заинтересовался странностями Гоголя – следователь Яков Гуро (Меньшиков). Заинтересовался и стал использовать  в расследовании. И даже взял Николая с собой в Полтавскую губернию, где в селе Диканька начались загадочные и будто даже мистические убийства молодых девушек.

С одной стороны кто в наш просвещенный 19 век верит в мистику? С другой – слишком уж много непонятного в этих преступлениях.

 

Попытки показать известных людей с необычной стороны особо новаторским приемом не назовешь. Вспомним хотя бы «Президента Линкольна: Охотника на вампиров» (http://perekat.kiev.ua/президент-линкольн-охотник-на-вампир/ ). Теперь под раздачу попал Гоголь. Причем в весьма непривычном формате. «Гоголь. Начало» — лишь первые две серии 8-серийного сериала, который перед телепоказом демонстрируют на большом экране. Причем продолжение появится лишь через несколько месяцев (по другой информации и вовсе в середине 2018-го). Так что тем, кто не любит, посмотрев начало истории, множество дней оставаться в неведении, чем все закончится, имеет смысл дождаться появления сериала полностью.

Но даже на основании первых частей уже можно составить впечатление о проекте в целом. Проекте вполне вменяемом и достойном зрительского внимания. Понятное дело без недостатков тоже не обошлось, но о них позднее.

Сперва хочется отметить стилистику картины. Готичный Петербург, явно вдохновленный недавним «Дуэлянтом» (http://perekat.kiev.ua/дуэлянт-2016-федоров-машков/ ) и Холмсом Гая Ричи. Серо-стальные ночные панорамы, тени исторических зданий. Питера пока нам показали откровенно мало, но, то, что было, смотрелось на уровне.

Провинциальная Диканька с сельским колоритом, мазаными хатами и панской усадьбой. Грязненько, обыденно, по-деревенски и вполне адекватно.

Мистическая линия с темными чащобами, корявыми ветвями, назгулом и ощущением безысходности (это уже из «ВК», «Сонной лощины» и нового «Вия» (http://perekat.kiev.ua/вий-2013-рецензия-обзор/ ).

Видения Гоголя – сумбурные, играющиеся с искажением пространства, когда фантасмагоричные, когда жутковатые, когда нелепые.

Все вместе смотрится не слишком оригинально, заимствований полно, но в целом антуражно.

Во-вторых, удачно показан сельский подход к неведомому. Абсолютно непринужденно в мышлении людей соединяется тезис о том, что все незримое от Лукавого, а нечистую силу нужно опасаться. С тем фактом, что практически каждая вторая деревенская баба либо ведьма, либо чего-то такое знает и может. Не считая каждой первой. Да и мужики порой не без греха. Причем это никоим образом не мешает им считать себя христианами, креститься, ходить в церковь и на исповедь. Ну что тут такого? Вон собака пробежала, вон черт пролетел, вон Черный всадник по опушке едет, вон ведьма заговор шепчет, вон пьяный Грыцько из шынка бредет. Все дело сплошь житейское, от всадника (как впрочем, и от Грыцька) лучше держаться подальше, ведьму не злить и при случае обратиться за нужным зельем, собаку пнуть, черта перекрестить. И живи себе дальше. Эдакая первозданная простота, близость к природе, давно позабытая в больших городах.

Встречаются в ленте и весьма недурные кадры, которые вполне можно повесить на стенку как картину. Пасторальная беседа Гоголя с Лизой на качелях под большим деревом. Пара видов с Всадником. Об интересной операторской работе во время видений Гоголя я уже говорил.

Кстати о Гоголе: Петров с ролью, в общем-то, справился. Возможно, несколько переборщил с судорогами во время видений и сделал свой персонаж чересчур дерганным (любовь этого актера к переиграшу была заметна еще в «Притяжении» (http://perekat.kiev.ua/притяжение-бондарчук/ ) Однако если учесть, что Гоголь действительно видит иной мир, и это отнюдь не райские кущи, стать дерганным при таких раскладах раз плюнуть. Кстати интересно к чему сведут постановщики образ «Черного человека» Гоголя, того кого боятся и называют Темным самые прожженные ведьмы.

Но работа Петрова откровенно блекнет на фоне Якова Гуро в исполнении Олега Меньшикова («Легенда №17» (http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/ ). Его искрометный персонаж своим сарказмом и юмором заметно разбавляет мрачную и натуралистичную стилистику картины. А без юмора смотреть за происходящим было бы во сто крат тяжелее. И это при том, что Олег не выходит за рамки своего любимого амплуа ироничного интеллектуала, счастливо обнаруженного еще в «Покровских воротах». Однако этот образ сидит на актере как любимая домашняя пижама, и смотрится в нем Олег настолько органично, что мысль: «блин, мы такое уже не один раз видели», вылетает из головы через десяток минут.

Отдельные висты создателям ленты за ироничный подход к чиновничеству и проскальзывающие аллюзии на современных «чинуш». А вот Пушкин в «Гоголе» вышел несколько неприглядным. К чему бы это?

Теперь о спорных моментах.

Хронометраж не мешало бы подубавить, многовато затянутых кадров и ненужных подробностей. Как и чернухи, порой балансирующей на грани треша.

А вот колорита, наоборот, не хватает. У постановщиков вышла некая усредненная деревня российской империи 19 века. Они не воспользовались возможностью показать украинские особенности того времени, поиграться с языковыми отличиями, противопоставить столичных сыщиков и местных селян. Максимум парочка украинизмов мелькнула, да фраза «уйдем на Сич».  Маловато будет.

Мистическая линия в картине тесно сплетена с детективной и выяснить с ходу, что перед нами: чертовщина или обычная «бытовуха» порой удается не сразу. Это как раз удачный и вполне жизненный прием, хотя детектив сложным и запутанным не назовешь: подозреваемые явно бросаются в глаза. Как собственно и в стержневом расследовании касабельно Черного всадника.

Дальше чуток спойлеров.

Согласно законам жанра, в процессе расследования зрителю обязательно покажут главного злодея. Есть исключения, но они лишь подтверждают правило. Всадник не может быть классической нечистью, именно потому, что «Начало» постоянно смешивает мистику с реальностью. Процентов на 90 это обычный человек, отличный фехтовальщик, получивший некое проклятие и темную силу. В частности возможность выуживать из жертв кровь.

Итак какие же у нас кандидаты на должность Черного всадника? Стоит присмотреться к персонажам, и мы тут же видим прямо бросающегося в глаза претендента.

Поселян можно исключить, как минимум по стилистике образа Всадника и стилю фехтования. Гоголя и Гуро во время убийств в Диканьке не было. Доктор и Бинх находились во время убийства Параски в окружении других людей. Остается один единственный человек (вдобавок болезнь жены и загадочное лекарство). Правда он слишком уж очевиден, и возможно постановщики подсовывают его зрителю специально, чтобы отвлечь внимание от другого, к примеру, доктора (вспомните слова Гуро насчет лекаря или мясника), или Бинха. В конце концов, Черный всадник может оказаться независимым темным альтер-эго кого-то из них, а вовсе не просто переодетым в плащ человеком.

Как ни крути, посмотреть какой именно вариант выберут создатели Гоголя, весьма любопытно.

Эрго. Антуражный, местами слишком натуралистичный, изрядно вторичный, но все равно небезынтересный детективный хоррор, предъявивший зрителю лишь четвертую часть себя любимого.

Режиссер: Егор Баранов

В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артём Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Марта Тимофеева

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.