Дэн Симмонс «Гиперион». «Падение Гипериона». — М.: АСТ, 2000 г. (эпопея «Песни Гипериона»)
Баллада о титанах или Универсальный эпик/ Космические забавы Хроноса
Земля погибла. Давно. Ошибка, знаете ли, случилась. Большая. Но человечество выжило. Оно, как тараканы, неистребимо. Началась хиджра — великое переселение гомо сапиенс. Успешное.
Прошло пару столетий. Давно позабыта Старая Земля. На карте другие игроки. Гегемония Человека. Объединенная в Великую Сеть. Вооруженная Нуль-Т и Военно-Космическими Силами.
Кто сможет противостоять такой мощи?
Оказалось, кандидаты имеются.
Бродяги – безжалостные мутанты, забывшие все человеческое, бросают вызов Гегемонии, направляясь к Гипериону, планете, единственной в своем роде.
Именно тут находятся непостижимые Гробницы Времени, и безжалостный Шрайк, чья сущность неведома никому среди живущих.
Пытаясь разгадать загадку Гробниц Времени, руководство Гегемонии отправляет к Шрайку семерых паломников. Людей, каждый из которых, как выясняется, тесно связан с Повелителем Боли и Гиперионом. В качестве бонуса один из них получит исполнение любого своего желания, остальные умрут.
Это, конечно, печально, но гораздо печальнее, что неудача их паломничества может стать концом всего человечества.
Дэн Симмонс, неоднократный лауреат кучи литературных премий, включая Хьюго и Локус. Преподаватель, сценарист и писатель, пробовавший свои силы практически во всех жанрах литературы.
Сайнс фикшн, фентези, детектив, история, ужасы. Талантливый человек талантлив во всем? В случае Дэна так оно и есть. Но все же всемирную известность принесли ему именно «Песни Гипериона».
Принесли по праву.
У Симмонса родилась глубокая, многоплановая книга, в той или иной мере способная заинтересовать практически любого читателя.
Желаете военной фантастики? Пожалуйста. Научной? Без проблем. Детектива? Ради Бога! Элементов фентези и мистического романа? Конечно! Побольше ужастика и саспенса? Политических интриг? Сей момент!
Хотите переживать за ученого? Не вопрос. Вояку? Дипломата? Священника? Поэта? Сыщика? Любой каприз за ваши деньги.
А насколько шикарно построена структура романа! Магистральная линия с нападением Бродяг и квестом паломников, плотно переплетается с рассказами путешественников, каждый из которых достоин отдельного романа. Каждый написан в своем стиле, тесно завязан на повествователя, шикарно раскрывает душу персонажа. Его профессиональные, внутренние качества, увлечения, и нюансы характера.
Демонстрируя мир романа с точки зрения разных групп людей будущего, причем устами их типичного представителя.
Меняется темп, ритм повествования. Бодрые, полные энергии участки сменяются плавными философскими этюдами, через страницу вновь набирая разгон и опрокидывая расслабившегося читателя в пучину действия. Проплывают перед глазами панорамы мира, загадочного и далекого.
В результате перед нашими глазами расцветает прекрасный, диковинный цветок, по имени Гиперион. Цветок похожий одновременно на шикарную розу, милые ландыши, редкую орхидею, и на что-то абсолютно неизвестное, но при этом до жути привлекательное и завораживающее.
А как не упомянуть кучу интересных и оригинальных фантдопущений, без которых невозможна ни одна уважающая себя научная фантастика.
Великая Сеть миров Гегемонии, объединенная транспортными Нуль-Т порталами. «Зеленые» тамплиеры (!), творчески развившие идеи эколога Мюира, с их звездолетами-деревьями. Живые острова Мауи-Обетованной. Нью-бусидо, позволившее военным сохранить себя как сословие, и в корне изменившее методы ведения войны. Отношения между мирами, политические интриги и игрища, конфликты старых и новых колонистов. Река и улица, текущие между планетами. Могущественные ИскИны и их детища кибриды. Забавы со временем. И, конечно же, пресловутый Шрайк.
А что уж говорить об идейном наполнении!
На страницах романа Дэн предлагает читателю поразмыслить о религии и поисках бога. Войне, воинах и чести. Всемогущем Слове, поэзии и поэте. Времени, и его парадоксах. Связи науки и веры. Нечеловеческом интеллекте, человеке и человечности. Любви, возрасте, ненависти, мести и прощении.
И все эти идеи мы пощупаем и попробуем на вкус не только снаружи, но и изнутри, побывав шкуре их носителей (еще раз респект за истории паломников). Погрузимся в творение Симмонса, как в безбрежный океан, таящий в глубине волшебные загадки и смертельные опасности. И практически сразу же потянемся к началу, чтобы новым взглядом, уже знакомым с авторским замыслом, посмотреть на многие моменты, открывающиеся теперь с абсолютно новой стороны.
В итоге даже у человека, пришедшего к «Гипериону» исключительно за действием, хочешь, не хочешь, а в подсознании обязательно отложится что-нибудь из богатейшей идейной подоплеки романа. А это, знаете ли, говорит о высочайшем мастерстве автора.
Во второй части «Песен» — «Падении Гипериона» Симмонс порадует нас парой новых, но при этом хорошо знакомых героев. А ритм повествования в очередной раз изменится. Вместо слегка медитативной, напевной баллады, пробирающей до последней косточки, на нас обрушится надрывный военный марш вперемешку с напряженнейшей, таинственной, еле слышимой мелодией, полной саспенса.
Симмонс все же шикарно владеет словом.
Эрго. Отличный многоплановый и многожанровый роман, похожий на изысканное творение талантливого флориста-дизайнера, сплетающего в одно прекрасное целое уйму разнообразных мельчайших деталей. Создающего свой, неповторимый мир.