Владимир Прягин «Волнолом». — М.: Альфа-книга, 2017 г. (Серия: Магия фэнтези)
Стекло против Железа: небесспорный выбор Пути, или Светописный детектив
Генрих фон Рау надеялся никогда более не посещать Третий департамент. Слишком уж много тревожащих воспоминаний связано с бывшим местом службы.
Однако жестокое убийство и звонок от генерала Нидерхаузена, которому срочно потребовался консультант, спутали Генриху все карты. Пришлось выбираться в столицу.
Оказалось, убийство действительно неординарное: на жертву обрушили поток Света, способный сравнять с землей целый квартал. И, похоже, оно напрямую связано с опасными тайнами прошлого, нынешним высшим светом, а то и с самим королем.
Детектив в магическом антураже, да еще и с любопытной системой волшебства? Отчего ж не почитать, тем более что отзывы вполне благоприятные.
Таки да, вещь оказалась вполне достойная.
В первую очередь «Волнолом» интересен как раз местной магией – светописью. Это своеобразный сплав рунного, ритуального волшебства, опирающегося на символы, руны и начертания, с энергией «чернильного света». Сплав, активизирующийся носителем дара. Причем это скорее серьезная наука, чем удалое бросание наугад пресловутых файерболов. Она требует длительного обучения, причем ни где-нибудь, а в столичном университете на специальном факультете. Исследований и экспериментов. Она накладывает на «стекольщиков» определенные ограничения: без трех непременных условий: наличия материала-носителя, формулы и дара, светопись невозможна (по официальной версии). С другой стороны профессионально исполненная светограмма способна на многое. Накрепко защитить дом от воров. Подарить защиту от магического воздействия или невидимость. Обездвижить противника, заставить его забыть о происходящем. Прибавить привлекательности и поправить здоровье. Показать местонахождение объекта и найти все что нужно. Наполнить самые разнообразные амулеты, облегчить жизнь и оберегать от врагов. Обеспечить состоятельных людей эдаким вариантом интернета – «беседками», позволяющими «чатиться» через недешевые коврики со светоносными нитями. И даже наградить богатеев новым, молодым телом (правда, с определенными не самыми лучшими последствиями для интеллекта). А ведь существует еще и черная, запретная разновидность светописи. Все по классике – строгая система со своими возможностями, преимуществами и недостатками. Позволяющая многое, но действующая по строгим законам. Плюс светопись используется для улучшения техники – тех же паровых движителей, даря нам уникальный сплав магии и технологий.
Во вторую — прочим антуражем своеобразного паропанка. Экипажи на паровой тяге. Редкие телефоны. Дорогущие паровые таксомоторы. Паровозы. Рейсы дирижаблей. Казалось бы ничего особенного. Если бы все эти «девайсы» не пробивали себе дорогу в обстановке жесткой конкуренции с магами-«стекольщиками». Так повелось, что предыдущий монарх долгое время опирался на Стеклянный дом – тех самых волшебников, повелевающих светописью. А нынешний — на представителей Железного – тех, кто долгие годы занимался развитием техники. В прошлом, долгое время эти дома скрытно, или не очень, с переменным успехом сражались за сферы влияния, благо хоть не враждовали «с открытым забралом». Этот конфликт, как мощное подводное течение, оказывает нехилое воздействие на жизнь всего государства.
Заодно обыгрывая два различных пути развития человека. Привычный нам – всецело рассчитывающий и опирающийся на механизмы. И другой – утверждающий, что люди не нуждаются в костылях машин, а способны развиваться и достигать высот сами по себе, используя свои таланты и внутренний потенциал. Правда, если учитывать что лишь один из тысячи жителей Девятиморья обладает даром светописи, появляются вопросы, что же делать остальным?
Третий приятный момент романа – альтернативность мира. О том, что связь с нашей Землей, века эдак конца 18- начала 19-го есть, понятно с самого начала. Слишком уж прямые географические аллюзии. Девятиморье явно намекает на сплав Франции, Германии с Австро-Венгрией. Лузитания на Португалию с Испанией. Зимняя империя на Россию. Те же названия предметов, инструментов и должностей. Но после выясняется, что перед нами классическая альтернативная история. Точка бифуркации постигла этот мир в далеком 770 году. Когда Рохайда — дочь Пипина — основателя династии Каролингов и его вдова Бертрада открыли для мира «чернильный свет» и возможность его использовать. Оттуда и ноги растут.
И, конечно, стоит отметить сюжетный поворот в середине романа. Поворот, возносящий историю на поистине судьбоносный уровень для всего Девятиморья.
Структура книги также небезынтересна. Кроме основной линии нас порадуют прыжками в прошлое, которые периодически предпринимает автор. Когда на на 25 лет а когда и на тысячу. Приятно. И даже ретроспективным визитом в местную аномальную зону. Эдакий оммаж Стругацким.
К сожалению, Прягин как и большинство «альтернативщиков», совершил самую распространенную для этого поджанра, но вполне понятную и простительную ошибку. У него, невзирая на столетия «альтернативного» развития Земли сохранилось большинство терминов, названий, топонимов из современного нам 21 века (хоть названия государств автор немного закамуфлировал). А этого не может быть в принципе. В мире, тысячу лет живущим с магией, не могут появиться те же имена, что в нашем мире, живущем без оной. Хотя для чего это делается — вполне понятно. Чтоб читателю было проще влиться в авторскую вселенную, не тратя время на привыкание к новым наименованиям.
Также интересно, что Прягин, описывая свой мир, не забывает об экономических и социальных его составляющих. Его персонажи задумываются о последствиях развития элитной светописи и упадка экономики, и даже о возможных волнениях народа. Пускай обсуждается тема вскользь и парой слов, но и это для приключенческой фантастики немалый шаг вперед.
Детективная линия особым шиком не блещет, но и зевоты не вызывает. Наш протагонист успешно подмечает то, что нужно для расследования, и не проявляет излишней догадливости, способной испортить сюрприз читателю. А вот пресловутый третий департамент мог бы быть и попрофессиональнее (хотя, будем честными, с таким противником они еще не сталкивались).
Главный герой получился вполне привлекательным, хотя и с мотивационными проблемами. Основной внутренний конфликт строится на затворяющем клейме – штуке, блокирующей его способности светописца. История с клеймом довольно мутная и повлияла на Генриха по полной программе. Вместо талантливого практикующего мага, после наложения клейма возник смирный профессор с дворянским титулом и неплохим пансионом. Фон Рау конечно смирился с такой ситуацией (а что делать?), но переживания по поводу потерянных возможностей гложут его как половозрелая акула. Пока все в норме. Но затем к действиям героя возникают вопросы. Потому что, когда у него появляется возможность избавиться от клейма, он начинает активно сомневаться и опасаться последствий возвращения дара для своей психики. Конечно, пример у него перед глазами не из лучших. Но поверить в то, что человек, изнывающий от невозможности практиковать, так долго раздумывает, прежде чем вернуть свою магию, сложновато. Плюс персонажу откровенно не хватает шлейфа роли. У нас слишком мало информации об его молодости (лишь упоминание о эксперименте), побудительных мотивах и стремлениях. Того, что делает из неплохого персонажа – отменного.
Эрго. Интересный магический детектив с неплохо продуманным волшебством и корректно созданным «альтернативным» миром. А вот к главгерою есть некоторые вопросы.