Виновный (Den skyldige), 2018

Монолог о вине и искуплении, или 911 по-датски/  Телефонное спасение души

Дания. Офицер полиции, а ныне диспетчер экстренной службы Асгер Хольм (Седергрен) уже поглядывал на часы в ожидании окончания рабочего дня, когда поступил этот звонок. Звонок от женщины, обращающейся к диспетчеру как к маленькому испуганному ребенку. Асгер уже совсем было собрался вешать трубку, обругав про себя дам, не знающих меры в алкоголе, когда понял, что дело вовсе не в водке.

Женщина пыталась дать понять, что ее похитили, и единственной возможностью позвать на помощь был звонок «как бы» своей маленькой дочери.  

Асгер прилагает все возможные и невозможные усилия, чтобы выяснить, где находится женщина и ее похититель, в один момент понимая, что в этом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд.

 

Кинематографические моноспектакли любопытный, но далеко не самый простой вид киноискусства. «Телефонная будка», «Коллектор», а также их коллеги подразумевают в первую очередь самозабвенную и шикарную работу главного (он же единственный) героя, интригу, мощное напряжение и хороший коннект оператора с режиссером.

Датский Den skyldige займет среди своих моно-сотоварищей вполне достойное место.

Это типичный представитель театра одного актера, все действие которого происходит в двух комнатах. В кадре 98 процентов времени один единственный лицедей — Якоб Седергрен. Точнее Асгер Хольм, ведь буквально через десяток минут после начала мы полностью забываем о том, что смотрим кино. Хольм, полный нордического спокойствия внешне и тщательно скрываемых эмоций внутри. Мы понимаем, что у Асгера полно своих проблем, причем действительно судьбоносных для данного конкретного датчанина. Его не очень греет вынужденная работа в экстренной службе, хотя как настоящий профи и добрый в душе человек, он активно пытается спасти попавшую в беду женщину. Порой даже слишком активно, если так можно сказать о человеке, не покидающем пределы двух комнат. Причем в какой-то момент мы видим, что равнодушно-холодный поначалу Асгер постепенно воспринимает это похищение как-то уж чересчур близко к сердцу, а вот почему, выясним лишь в самом финале.

Отлично работают приемы смены кадров, от среднего до сверхкрупного и обратно. Акцентация внимания зрителя на выражении глаз Асгера, мимике, движениях рук, выдающих чувства и внутреннее состояние. Мы видим происходящее его глазами, слышим его ушами, ощущаем его пальцами. Остальные полицейские, бегающие и ездящие по городу, напарник, выглядят лишь его придатками, через которые он собирает информацию. Сотрудники службы, которые периодически мелькают вокруг, почти всегда показаны в расфокусе, демонстрируя одиночество протагониста среди людей. Отличная работа Якоба Седергрена.

Дополнительных вистов добавляет то, что как актер Седергрен на наших просторах известен слабо. Большинство зрителей не видели его лица ни разу в жизни. Соответственно его мордаха не тянет на себе шлейф предыдущих ролей, что частенько не позволяет полностью погрузиться в новые образы более известных артистов.

Так как у нас маловато информации о происходящем, мы ловим любой обрывок разговора или шум, доносящийся из телефонной трубки. Что еще больше добавляет погружения в картину.

Вот и добрались до второй приятной фишки «Виновного» — атмосферы. Она давит нас напряжением опять-таки буквально с первых кадров. Что происходит с неизвестной, а затем вполне известной женщиной? Что скрывает внутри сам Асгер Хольм? Что произойдет завтра и почему случилось все то, что повлекло за собой завтрашние события? В процессе мы получаем некоторые ответы, ошибаемся вместе с героем, делаем выводы, часть из которых оказывается в корне неверными, ведь ближе к финалу постановщики приготовили нам любопытный «нежданчик».

Неплох Den skyldige и с идейной точки зрения. Вопросы вины и искупления. Сочувствия и участия. Ценности любой жизни, даже человека совершившего ужасные деяния. Да все это подано по-европейски, с позиции страны, где преступления редкость, а каждая жизнь действительно огромная ценность. Но вопросы то все равно общечеловеческие.

Ставить ли условно открытый финал в вину картине или, наоборот, занести в ее плюсы, решать вам. Ведь, несмотря на то, что мы так и не узнаем о дальнейшей судьбы Асгера (хотя можем предположить, что в законопослушной европейской Дании она сложится не лучшим образом), мы видим, что прежним, вспыльчивым, наглым и давящим окружающих Хольм вряд ли останется. А за такое развитие персонажа постановщикам вполне можно простить некоторые перегибы на местах и незавершенность истории.

Эрго. Атмосферный, напряженный моноспектакль с отличным погружением в картину и мощной работой Седергрена.

Режиссер: Густав Мёллер

В ролях: Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави, Йохан Олсен, Якоб Ульрик Ломанн, Катинка Эверс-Янсен, Жанетт Линдбк, Саймон Беннебьерг, Лаура Бро, Мортен Суурбалле

P. S. Американцы уже прикупили права на создание англоязычного ремейка ленты. Асгера сыграет Джейк Джилленхол. Обзор версии 2021 года читайте тут.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.