Монолог о вине и искуплении, или 911 по-датски/ Телефонное спасение души
Дания. Офицер полиции, а ныне диспетчер экстренной службы Асгер Хольм (Седергрен) уже поглядывал на часы в ожидании окончания рабочего дня, когда поступил этот звонок. Звонок от женщины, обращающейся к диспетчеру как к маленькому испуганному ребенку. Асгер уже совсем было собрался вешать трубку, обругав про себя дам, не знающих меры в алкоголе, когда понял, что дело вовсе не в водке.
Женщина пыталась дать понять, что ее похитили, и единственной возможностью позвать на помощь был звонок «как бы» своей маленькой дочери.
Асгер прилагает все возможные и невозможные усилия, чтобы выяснить, где находится женщина и ее похититель, в один момент понимая, что в этом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Кинематографические моноспектакли любопытный, но далеко не самый простой вид киноискусства. «Телефонная будка», «Коллектор», а также их коллеги подразумевают в первую очередь самозабвенную и шикарную работу главного (он же единственный) героя, интригу, мощное напряжение и хороший коннект оператора с режиссером.
Датский Den skyldige займет среди своих моно-сотоварищей вполне достойное место.
Это типичный представитель театра одного актера, все действие которого происходит в двух комнатах. В кадре 98 процентов времени один единственный лицедей — Якоб Седергрен. Точнее Асгер Хольм, ведь буквально через десяток минут после начала мы полностью забываем о том, что смотрим кино. Хольм, полный нордического спокойствия внешне и тщательно скрываемых эмоций внутри. Мы понимаем, что у Асгера полно своих проблем, причем действительно судьбоносных для данного конкретного датчанина. Его не очень греет вынужденная работа в экстренной службе, хотя как настоящий профи и добрый в душе человек, он активно пытается спасти попавшую в беду женщину. Порой даже слишком активно, если так можно сказать о человеке, не покидающем пределы двух комнат. Причем в какой-то момент мы видим, что равнодушно-холодный поначалу Асгер постепенно воспринимает это похищение как-то уж чересчур близко к сердцу, а вот почему, выясним лишь в самом финале.
Отлично работают приемы смены кадров, от среднего до сверхкрупного и обратно. Акцентация внимания зрителя на выражении глаз Асгера, мимике, движениях рук, выдающих чувства и внутреннее состояние. Мы видим происходящее его глазами, слышим его ушами, ощущаем его пальцами. Остальные полицейские, бегающие и ездящие по городу, напарник, выглядят лишь его придатками, через которые он собирает информацию. Сотрудники службы, которые периодически мелькают вокруг, почти всегда показаны в расфокусе, демонстрируя одиночество протагониста среди людей. Отличная работа Якоба Седергрена.
Дополнительных вистов добавляет то, что как актер Седергрен на наших просторах известен слабо. Большинство зрителей не видели его лица ни разу в жизни. Соответственно его мордаха не тянет на себе шлейф предыдущих ролей, что частенько не позволяет полностью погрузиться в новые образы более известных артистов.
Так как у нас маловато информации о происходящем, мы ловим любой обрывок разговора или шум, доносящийся из телефонной трубки. Что еще больше добавляет погружения в картину.
Вот и добрались до второй приятной фишки «Виновного» — атмосферы. Она давит нас напряжением опять-таки буквально с первых кадров. Что происходит с неизвестной, а затем вполне известной женщиной? Что скрывает внутри сам Асгер Хольм? Что произойдет завтра и почему случилось все то, что повлекло за собой завтрашние события? В процессе мы получаем некоторые ответы, ошибаемся вместе с героем, делаем выводы, часть из которых оказывается в корне неверными, ведь ближе к финалу постановщики приготовили нам любопытный «нежданчик».
Неплох Den skyldige и с идейной точки зрения. Вопросы вины и искупления. Сочувствия и участия. Ценности любой жизни, даже человека совершившего ужасные деяния. Да все это подано по-европейски, с позиции страны, где преступления редкость, а каждая жизнь действительно огромная ценность. Но вопросы то все равно общечеловеческие.
Ставить ли условно открытый финал в вину картине или, наоборот, занести в ее плюсы, решать вам. Ведь, несмотря на то, что мы так и не узнаем о дальнейшей судьбы Асгера (хотя можем предположить, что в законопослушной европейской Дании она сложится не лучшим образом), мы видим, что прежним, вспыльчивым, наглым и давящим окружающих Хольм вряд ли останется. А за такое развитие персонажа постановщикам вполне можно простить некоторые перегибы на местах и незавершенность истории.
Эрго. Атмосферный, напряженный моноспектакль с отличным погружением в картину и мощной работой Седергрена.
Режиссер: Густав Мёллер
В ролях: Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави, Йохан Олсен, Якоб Ульрик Ломанн, Катинка Эверс-Янсен, Жанетт Линдбк, Саймон Беннебьерг, Лаура Бро, Мортен Суурбалле
P. S. Американцы уже прикупили права на создание англоязычного ремейка ленты. Асгера сыграет Джейк Джилленхол. Обзор версии 2021 года читайте тут.