Сразу же за Уголком старой Одессы (http://perekat.kiev.ua/одесса-уголок-старой-одессы-тещин-мос/), если идти от Приморского бульвара (http://perekat.kiev.ua/одесса-приморский-бульвар-дюк/ ) к Шахскому дворцу (http://perekat.kiev.ua/шахский-дворец-в-одессе-shaxskij-dvorec/ ), нас ждет весьма интересная одесская улица.
Она возникла на карте в конце 60-х годов и носила гордое имя Комсомольского бульвара. Планировка и застройка улицы проходила по проекту, созданному архитектором Г. Топузом. Как вы догадываетесь, пылкие юные коммунисты в названии бульвара до наших дней не сохранились. Следующим его именем стал бульвар Искусств. Что довольно логично, если учитывать что завершается он выходом на улицу Софиевскую – Маринеско, где в двух шагах ждет гостей Одесский художественный музей. А на самом бульваре частенько можно встретить юных и не очень художников, самозабвенно переносящих на холст прелести моря и Одесского порта (http://perekat.kiev.ua/одесский-порт-морской-вокзал/ ).
Но и это название не стало последним. К 75-летию Михаила Жванецкого 5 апреля 2009 года бульвар получил имя живого классика юмора, народного артиста Украины, почетного гражданина Одессы. И это все один человек.
Благо все дома на бульваре приписаны к соседним улицам, что позволяет жильцам не заниматься муторным обменом документов, когда властям в очередной раз стукнет в голову гениальная идея сменить таблички на бульваре.
Чем же любопытен этот бульвар, у которого так много имен?
Для начала это тихое и уютное место, с деревьями и скамейками, откуда открываются интересные виды на порт, и где в самый жаркий день можно отыскать тенистое место для созерцания Одессы. По сравнению с переполненным туристами Приморским бульваром народу тут немного и можно чуток отдохнуть от многолюдства одесского центра.
Во-вторых, здесь установлены металлические таблички с забавными и меткими изречениями того, благодаря кому бульвар получил своей нынешнее имя. «Имей совесть, и делай, что хочешь». «Не смог предотвратить, возглавь». Все же Михаил Михайлович не зря известен в народе как лучший сатирик постсоветского пространства.
Дальше – на бульваре Жванецкого находится Памятник Апельсину, который спас Одессу.
История, как памятника, так и события которому он посвящен, достойна отельного рассказа.
Апельсины, спасшие Одессу.
Начнем с события.
1796 год. На престол империи восходит Павел I. Одесса, которой официально насчитывалось пара лет от роду, активно занимается строительством порта, способного стать золотой жилой, не только для страны, но и для новорожденного города. Занимается… Но без толку. Новый апмератор проводит ревизию, которая показывает, что порт вроде как строится, а на самом деле не особо. Притом, что деньги из казны идут и немалые. Крадут-с. Император изволили гневаться. Финансовый краник из Северной Пальмиры в Южную прикрыли, де Волана уволили, де Рибаса отозвали в Питер, строительство порта само собой остановилось. К зиме 1800 года местные чиновники поняли, что так недолго и лапки протянуть.
Было решено аппетиты поумерить, сперва все-таки построить кормовую базу, а потом уже продолжить грести в карман. Но для этого надо было добиться от Павла возобновления финансирования. На совещании порешили просить в Питере 250 тысяч рублей в виде 25-летней ссуды. По расчетам этого должно было хватить. Вот только была одна заковыка. В то, что император внезапно сменит гнев на милость, никто особо не верил.
Решили прибегнуть к тяжелой артиллерии. Совету директора одесской таможни М. Кирьякова, зимующего в Петербурге.
В результате, сообща придумали изящный ход. Из первой же партии заморских апельсинов, прибывших в Одессу, отобрали 3 тысячи самых представительных фруктов и «отослали к Высочайшему двору…».
«Отчего капусту вдруг, а не редьку или лук?». Почему собственно апельсины, а не другой какой продукт? Очень уж полюблял Его императорское величество ентот заморский фрукт. А чувствовал он себя (апельсин, а не Павел, хотя и Павел, как мы помним, в этих самых условиях не прижился) в суровых российских условиях, мягко говоря, не очень. Померанцы (так тогда звали апельсины) выращивались лишь в оранжерее города Ораниенбаум (нынче Ломоносов). И выглядели они аж никак не по–императорски: маленькие и кислые.
В общем, снарядили в путь восемь телег (или саней, зима как-никак), обернули каждый померанц в бумагу, на которой живописали преимущества Южной Пальмиры как порта, и 8 февраля 1800 года обоз отправился в путь. Прибыв в СПб как для того времени весьма резво – уже 26 февраля.
Получив «на лапу» любимое лакомство, Павел не устоял. Плюс де Рибас подсуетился, в очередной раз поратовав о любимом детище и его пользе для державы. Требуемые средства были выделены, правда на 14 лет, и за бабло «отвечали» «все купцы города, как живущие сейчас, так и поселяющиеся там впредь».
Что характерно, одесситы уже тогда были одесситами. Они пустили изрядную часть грошиков на развитие ломбардов. В результате денежки преумножились: хватило и на порт, и на строительство города, и «на карман». Все довольны, все смеются.
Вот так апельсины спасли Одессу, куда там римским гусям.
Долгое время это сюжетообразующее для города событие не было увековечено в металле. И лишь в сентябре 2004 на углу Ланжероновской и Пушкинской улиц, появился памятник, тут же окрещенный острословами «памятником взятке». Автором скульптуры стал Александр Токарев, архитектором — Владимир Глазырин, идею подкинул Валерий Балух.
Памятник изображал апельсин (что логично), с одной стороны лишенный кожуры и нескольких долек. Заместо этих долек внутрь поместили фигуру Павла I, увлеченно разглядывающего кусочек померанца. Находится апельсин с императором на повозке, запряженной тройкой лошадей, влекущих возок в голубую даль, наверняка в Петербург. Также на апельсине разместили изображения Оперного театра, Спасо-Преображенского собора, колоннады Воронцовского дворца. Памятник отливали в Киеве из цельной тонны бронзы. Круг под постаментом вымощен гранитной брусчаткой и огорожен цепями. Имели место также верстовые столбы, напоминающие о расстоянии от Одессы до Питера, но их с нами больше нет, при переносе растворились в тумане.
Дело в том, что памятник, как вы наверное уже заметили, переехал. В 2007 году. С Пушкинской на бульвар Жванецкого. По официальной версии, виной сему критика неназванных экспертов ЮНЕСКО, по мнению которых он нарушал историческую среду Одессы. Однако в народе бытует другая версия. Мол не в ЮНЕСКЕ дело. А именах «керманичив» Одессы и области на 2004 год, указанных на памятнике. «Иных уж нет, а те далече». А их наследники вместо того чтобы сбить фамилии к чертовой матери, поступили демократично, убрав памятник с глаз долой. Ну и ладно, тут тоже хорошо смотрится.
Кроме апельсинового монумента есть на бульваре еще один памятник. Точнее бронзовый бюст (причем установленный еще при жизни) Александру Эммануиловичу Нудельману (1912-1996). Конструктору, ученому, дважды Герою Соцтруда. Занимался разработкой пушек, ПТРК, ЗРК, а также офтальмокоагуляторов для лечения глазных заболеваний и электрокардиостимуляторов. Разносторонний, похоже, был мужик.
Имеется на бульваре и детская площадка, при выгуле ваших чад может оказаться весьма кстати.
Вот такой насыщенный у Жванецкого бульвар. Отдыхательный, познавательный, юморной.
Да, местные жители поругивают его за малое количество и неудобство скамеек, отсутствие освещения ночью, за мусор и собачек, а также за старые подпорные стены, отделяющие улицу от оврага. Одесситы, как всегда, правы, и благоустроить бульвар классика было бы не лишним.
Но и сейчас для многих гостей города он стал одним из любимейших мест очаровательной Жемчужины над морем.
Увы, так и не довелось побывать Одессе , а мечталось со времён сознательного возраста… Спасибо за интересный рассказ о Бульваре Жванецкого )))
Всегда пожалуйста) по возможности буду рассказывать о разных уголках Южной Пальмиры (и не только), кое-что уже на сайте)) http://perekat.kiev.ua/category/foto-photo/odesskaja/