Блудный сын, или Ойкумена: двадцать лет спустя. Отщепенец. Беглец. Сын ветра, Олди Г. Л.

Генри Лайон Олди «Блудный сын, или Ойкумена: двадцать лет спустя. Отщепенец. Беглец. Сын ветра». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 -19 (Серия: Азбука-Фантастика). Пятая трилогия цикла Ойкумена.

Виконт де Сандерсон, или Ойкуменский Баламут/ Обретение реальностей

Случилось неслыханное! Среди стаи флуктуаций, атакующих ларгитасский космический корабль, приборы зафиксировали волновой спектр антиса. Антиса! Надежи и опора рода человеческого, защитника странствующих сквозь звездную бездну, героя космоса, нового витка людской эволюции!

Что это было? Ошибка? Сбой аппаратуры? Неизвестная флуктуация? Антис-психопат? Террорист? Дитя, воспитанное флуктуациями? Гибрид? Каких только бредовых идей не выдвигали ученые Ларгитаса.

В любом случае феномен заинтересовал не только самых передовых в Ойкумене техноложцев. Но и брайманов, ведь именно к этой расе, если верить приборам, принадлежал неведомый Отщепенец. И помпилианцев, вечно лезущих не в свои дела и мечтающих о собственном антисе. И, конечно же, совет антисов, стремящихся разобраться в деталях шокирующего, невиданного доселе события.

И не просто заинтересовал. Похоже, Ойкумена оказалась на пороге одного из страшнейших кризисов в своей истории. Кризиса, способного стать первым шагом к глобальной, разрушительной войне.

 

Ойкумена (рассказ о мире тут http://perekat.kiev.ua/ойкумена-олди-книги-фантастика/ ) снова с нами! После пяти лет с момента «Волчонка»,  и трех, прошедших от выхода «Побега на рывок»), не говоря уже о более ранних «Городу и миру» и открывающем цикл Кукольнике, мы изрядно соскучились.

Возвращение оказалось волнительным. Ведь в нашей любимой Ойкумене настают сложные времена. А всему виной оскал судьбы — случайная встреча на печально известном Шадруване, послужившая спусковым крючком эпохальных событий. Случай, позволивший Олди приоткрыть нам доселе неведомые или малоосвещенные грани Ойкумены. Познакомить с серьезными теориями, касающихся основополагающих моментов жизни этого мира. И как обычно поговорить с читателем о важных вещах.

К примеру, о реальности (-тях). Теме, уже давно волнующей серьезных фантастов. Ей в новой трилогии уделено максимум авторского внимания. Является ли то, что дано нам в ощущениях, единственным и неповторимым ее видом? Или есть нюансы?

На примере Ойкумены: что такое на самом деле знаменитая шелуха, иначе Вторичный эффект Вейса? И возможно ли, что галлюцинаторная реальность не такая уж и галлюцинаторная. Что если это лишь вторая сторона монеты? Непременное свойство пространства, возникшее вследствие воздействия разума или забав природы?  Что если тут помимо исторической, существует и полноправная мифологическая реальность? Как будут воспринимать обе реальности волновые и физические существа? А как будут себя чувствовать в случае исчезновения одной из них?

Изрядно времени в новой трилогии посвящено антисам — «передовому отряду человечества». Мы узнаем об этих завораживающих существах массу нового. О нюансах инициации, и связанных с этими проблемах. Их страхах, комплексах, психологии. Внутренней иерархии, общении, отношении к своим и чужим. Становлении и взрослении. Рождении. И смерти. А как вам теория доктора Йохансона о антисах и менталах? О «героях космоса, защитниках трасс» авторы поведают нам, пожалуй, больше чем за предыдущие тома цикла вместе взятых.

Как и о расе брамайн, до сей поры одной из самых малознакомых читателю рас Ойкумены. Казалось бы – индийцы себе и индийцы. Брахма, варны, грязь, перенаселение, священные коровы. Благодаря гуру (хотя мы с вами так называть его не имеем никакого права) Вьясе Горакша-натху, духовному лидеру нации брамайн, мы вплотную столкнемся с еще одним непременным атрибутом Индии – йогой. Но не просто йогой, а ее продвинутым вариантом (хотя кто знает, на что способны современные йоги из нашей с вами Индии). Йогины (те, кто всерьез и надолго практикуют это искусство) брамайнов, это по большому счету, секретное оружие расы — их ответ менталам. Тот же Вьяса и еще несколько умудренных йогинов, способны на весьма нетривиальные вещи. Потрясающая работа с собственным (и чужим) телом, власть над энергией, аккумуляторами, видеосигналами и прочими элементами иллюзии (по терминологии Вьясы) внушает уважение.

Порадовал также орден натхов. Йогины, стремящиеся к физическому бессмертию в своем сегодняшнем теле. Жаждущие стать антисами, не родившись ними. Колланты? Нет, извините, не наш путь. Коллективный выход в большое тело, это конечно, здорово, но мы желает повторить то же самое в одиночку.

За плотное знакомство с нюансами брамайнского накопления (и траты) энергии через страдания и ограничения отдельное спасибо. Как и за антисов, воспринимаемых многими брамайнами аватарами их божеств. Как там тебе, Баламут, не икается?

В общем, еще одна раса Ойкумены заблистает после этой трилогии новыми красками.

То же и с менталами, о которых после «Городу и миру», казалось бы, сложновато рассказать что-то новое. Однако Олди справились.  Ведь Гюнтер Сандерсон («крестник» Регины ванн Фрассен), в отличие от Химеры, застрявшей под Саркофагом, не телепат, а эмпат – человек, взаимодействующий не с мыслями, а чужими эмоциями. Отдельный подвид менталов, со своими, весьма любопытными особенностями работы с мозгом. В «Городе» мы уже виделись с людьми, обладающими подобными талантами (та же Линда), но лишь в «Блудном сыне» мы их познаем досконально. Методы эмпатов, их силу и слабость, работа с трудными подростками, и прочими патологиями. Воздействие на эмоции и  чувственные образы с поистине хирургической точностью и завидным терпением.

Через Гюнтера – главного героя трилогии мы познакомимся с еще одной стережневой темой трилогии – проблемой отцов и детей. Налаживание общения, поиск точек соприкосновения, попытки воспитания и социализации. Влияние родителя на ребенка, и чада на своего предка. А чем больше дитятко, тем больше проблемы.

Также мы, наконец, узнаем о судьбе Регины ванн Фрассен и ее близких. Казалось бы, что такого в той Регине? Всего лишь один персонаж из многих. Однако именно за оборванную линию ванн Фрассен на Олдей с неудовольствием косились многие их поклонники.

Не оставят нас Олди и без большой политики. Вновь возвращается и приобретает новые грани основной конфликт Ойкумены – противостояние техноложцев и энергетов. Люди как всегда, остаются людьми, и, похоже, просто не могут жить без «своих» и «чужих». Тем более, когда в игре оказывается такой «вкусный лот», как антис. Мы увидим, как разгораются глобальные конфликты. Как играют между собой разведки разных держав и силовые ведомства одной и той же. Как действует на умы «пересичных громадян» пропаганда и религиозный вопрос. Как вступают в дело духовные и прочие лидеры. Как раскидываются и собирают улов крючки патриотизма, гордости и народного единства. Как начинаются противостояния, перерастающие в войны, уносящие миллионы жизней.

В этих противостояниях нет правых и виноватых, как собственно и в обыденной жизни. Немножко гордыни, чуток злости, мало-мало манипуляций, изрядно тупости и жажды власти. И уже гибнут люди, плавятся корабли, и судьбы Ойкумены висят на волоске.

Но самое главное, что именно в «Блудном сыне» авторы продемонстрировали интересный вариант выхода из кризиса, гнойной туманностью окутавшего Ойкумену, показав следующий шаг развития гомо сапиенсов. Пускай это только самое начало пути, но как говорится: маленький шажок для ант… человека, зато огромный скачок для человечества.

Эрго. Пятая трилогия Ойкумены всерьез двигает вперед развитие этого мира и не забывает о раскрытии его мало освещенных доселе тайн и особенностей. Подбирает множество хвостов и размышляет о множестве важных тем. Радует старыми встречами и новыми знакомствами. Предлагает выход из кризиса, настигшего этот мир. Фуга вышла знатной.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.