Беглецы, 2014

beglecyСибирский вестерн или Хозяева тайги

Начало 20 века в Российской империи ознаменовалось обострением террористической борьбы против «прогнившего царского режима». Бомбистов периодически ловили, сажали и отсылали в Сибирь. Но меньше их не становилось.

1907 год. Та самая Сибирь. Одному из таких пламенных борцов с царизмом – Павлу (Фёдоров), кукующему на каторге, выпал шанс вернуться к активной политической жизни. Попросту сбежать.

Но проблема в том, что между нашим бомбистом и его товарищами по борьбе стоят не только безбрежные сибирские просторы и хищные звери. А и казачки окрестных деревень во главе с безжалостным Кудимом (Цепов). Которым за изничтоженных варнаков платят полновесной монетой.

Так бы и завершился земной путь раба божьего Павла, если бы не случайная встреча. Со старателем Василием (Гришко) и его воспитанницей Устей (Боярская). Встреча, круто изменившая судьбы всех мало-мальски причастных к этой истории.

 

Жанр вестерна считается одним из неотъемлемых признаков Америки, наравне с Макдональдсом и бейсболом. Ну, вы в курсе: Дикий-дикий запад, лошади, погони, перестрелки, благородные аборигены, ковбойцы, коварные злецы, и, конечно же, любов.

В Союзе приключенческий жанр (подразделом которого и есть вестерн) также весьма ценили и уважали. А в ответ Чемберлену даже снимали свой аналог вестерна – истерн. Только наш дикий запад находился в основном в Сибири, или песках Азии.

Так вот, «Беглецы», это попытка возвращения зрителю того самого истерна, с некоторыми вольными отступлениями от классики.

И попытка, как для жанрового кино, в целом удачная. Не без недостатков, но и желания плеваться не вызывает.

Нормальное крепкое приключенческое кино о фронтире. Погони есть? Есть. Стрельбы хватает? Выше крыши. Злодеи на месте? Все как один. Кохання присутствует? А как же! Мудрый абориген никуда не делся? Жив, родимый!

Есть, кстати, и моменты абсолютно нетипичные для жанра.

Во-первых, женщина здесь не трепетная лань, а вполне себе боевой товарищ. По классике слабому полу в таком кино отводится роль пассивной, спасаемой стороны. В «Беглецах» по-другому. Устя – полноценная  боевая единица, со своими достоинствами и недостатками, но аж никак не принцесса на горошине. И сыграно вполне прилично. Кстати, попробуйте как-нибудь пообщаться, не издавая не звука. А характер раскрыть? Ото-ж.

Во-вторых, несколько оригинальный протагонист. Обычно, это рыцарь без страха и упрека. И даже если вдруг маргинальный элемент – то с моральными принципами Робин Гуда. Павел – убийца. Причем грубый и неэстетичный, ведь кроме идейного противника в карете, и конвоя, во время взрыва гибнут ни в чем не повинные прохожие. Понятно, что за время бегства он многое поймет, и выйдет из тайги другим человеком. Но сам выбор такого типажа – достаточно смелый ход.

Но как же ему везет! Просто безумно. Конечно, любой главный герой дружен с везением (иначе и фильма не будет, максимум короткометражка), но это уже за гранью добра и зла. Когда по нему пять минут палят пятеро казаков, четверо из которых опытные таежники – и ни единой царапины. Сценарист – ты не прав!

Но если к положительным героям претензий почти нет, то злодеи получились довольно слабенькие.

Может режиссер хотел показать обычных сибирских мужиков, домовитых, хозяйственных, степенных, не особо вроде и жестоких, но без капли колебания режущих глотку беглому? Но даже если так, получились они довольно картонными. Нету в них искорки. Вялые они все. Даже Азиатец, основной следопыт погони. Даже Кудим, «от которого еще никто не уходил». Хотя бы один «зажег», и стало бы всем теплей. К сожалению, нет. За злодеев тройка. Без плюса.

И это тем обиднее, что персонажей в ленте можно спокойно пересчитать по пальцам двух рук. Еще и останутся. Пальцы.

Слишком мало народу, что бы так бездарно раскидываться злецами.

Кстати, а где финальная схватка??? Вы что совсем нюх потеряли, это же приключалка, как же без нее???

Зато хоть эвенк, духовный брат североамериканских индейцев, постоял за честь малых народов. А вот супругу евойная чересчур мягкая вышла. Настоящая эвенкша пальнула бы промеж глаз и фамилии не спросила.

Также к достоинствам не отнесешь операторскую работу. Снимая на Алтае, можно было пол-фильма построить на природных красотах. Снять их так, чтоб зритель про пиф-пафы позабыл напрочь. А тут все очень бедненько, но чистенько. Да, горы, да природа, да неплохо. Но без души.

Проект выглядит недорогим, и основные затраты явно пошли на переезд группы в казахстанскую часть Алтайской гряды (кстати, почему Казахстан? Неужто там дешевле снимать, чем в России?). И аренду медведя. Тем удивительнее было прочесть о бюджете в полтора миллиона баксов. А деньги-то как для пост-союза немаленькие. И куда их подевали?

Неужто Боярская настолько дорогая актриса?

Эрго. Приятное приключенческое кино, подпорченное слабенькими злецами и бездушной операторской работой. Но в целом гораздо лучше, чем ожидалось.

Режиссер: Рустам Мосафир

В ролях: Пётр Фёдоров, Елизавета Боярская, Валерий Гришко, Сергей Цепов, Александр Самойлов, Ерик Жолжаксынов, Кирилл Анисимов, Юрис Лауциньш, Сейдулла Молдаханов, Гульнур Кожахметова

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.