Нил Гейман «Американские боги». — М.: АСТ, Астрель, 2009 г.
Здесь на земле чужих богов нам Один не поможет, или Не сотвори себе кумира
Парень по имени Тень, выходит на свободу после трехлетнего заключения. Его ждет любящая жена, хорошая работа у старого знакомого, и счастливая размеренная жизнь.
Однако все идет наперекосяк. И с женой, и с работой, и, похоже, с самой жизнью.
Вдобавок Тень получает предложение поработать на загадочного господина, назвавшегося Средой. Господина, привлекающего к себе очень странных существ.
Существ, тут же обративших пристальное внимание и на нового сотрудника господина Среды. Сотрудника, вдруг обнаружившего, что реальность далеко не так реальна, как казалась.
Англичанин Нил Ричард МакКиннон Гейман начинал как журналист. Причем не особо удачливый журналист. Потом переключился на комиксы, где достиг уже более значительных успехов. А в 1990-м Нил попробовал себя на писательской ниве, вместе с Терри Пратчеттом написав роман «Добрые предзнаменования». Кстати весьма тепло встреченного критикой.
Если вы думаете, что Гейман позабыв обо всем, тут же бросился в писательский океан, то ошибаетесь.
Комиксы, комиксы, комиксы. Вкусные денежные комиксы.
Но параллельно Гейман готовился к прорыву.
Сперва, в 1996-м, случилось «Задверье», новелизация собственного сценария Нила для одноимённого сериала. Затем ««Звёздная пыль». Книга, подарившая нам одну из лучших экранизаций сказочного фентези за всю историю кино. И, наконец, в 2001 году, грянуло.
«Американские боги» собрали фактически все награды, до которых смогли дотянуться. Хьюго, Локус, Небьюла, Премия Брэма Стокера, SFinks.
Это была бомба. Заставившая по другому взглянуть на, казалось бы, пустынную, лишенную мифо-истории, Америку. Америку, где в каждом доме своя секта, а религия и вера невозможна без шоу. Америку, для которой высшим существом всегда был его Величество Доллар. Всегда?
Гейман думает иначе. И с удовольствием делится своими мыслями с читателем.
Причем, невзирая на свою британское происхождение, Нил рассказывает историю, насквозь пронизанную американским духом. Навевающую воспоминания о работах позднего Кинга и забавных кинопроектах типа «Трассы 60» (также нельзя не отметить аллюзии на романы Желязны). Поэтичную и антуражную. Неторопливую, с множеством подробностей, описаний и боковых ответвлений. При этом нагнетающую обстановку практически с каждой страницей, погружая читателя в cуровый, жесткий, меланхоличный мир мифической Америки.
Земли не для богов.
А насколько вкусными вышли у Геймана атмосферные рассказы о прибытии в Америку! Без преувеличения каждая история достойна минимум совей повести.
А уж какая работа была проведена по изучению древних культов! На страницах романа буквально оживают те, без кого была немыслима жизнь человечества на протяжении веков. Как там у Олдей: «Сова моя, олива и крепость». Те, с кем мы знакомы давно и плотно. А также те, о существовании которых и не подозревали.
Шоб все авторы так усердно работали над материалом, фантастическая литература без проблем взлетела бы на новый уровень.
Но что еще более радостно, помимо хорошего языка и приятного для восприятия текста, «Американские боги» способны поделится с читателями рядом небезынтересных размышлений и идей.
Идей, которые для американцев и вовсе могут стать божественным откровением. Но и для нас способных если не открыть что-то абсолютно новое, то, по крайней мере, побаловать довольно продуманным взглядом на духовные вопросы.
Кто был раньше, курица или яйцо? Люди или Боги? Что такое вера, пища или потребность? Возможно ли прекращение борьбы старого с новым? Необходимы ли посредники между человеком и Творцом, или их уже давно пора отставить за ненадобностью? Что делать с кумирами, которых мы с упорством достойным лучшего применения, возвышаем раз за разом? И когда, наконец, мы поймем, что же является для нас истинной ценностью, и истинным храмом?
Эрго. Вкусный мифопоэтичный роман, позволяющий поглубже узнать Америку и лишний раз подумать о весьма важных вещах.
Обзор сериала снятого по книге читайте тут http://perekat.kiev.ua/американские-боги-american-gods-сериал-2017/