Эпидемия, сериал, 2019 —

Внимание! Внимание! У нас эпидемия! Помогите, кто может! Кто может — помогите! или Путь к обетованному острову

Жизнь шла своим чередом. Сергей разрывался между двумя женами – старой, воспитывающей его сына Антона, и новой – с которой счастливо обитал в загородном доме.

Его сосед и друг Леонид ожидал прибавления семейства от супруги Марины, пытаясь заодно привести в чувство пубертатную дочурку Полину.

Жизнь шла своим чередом. Но никто не знал, что привычное существование отсчитывает последние часы.

Ведь уже начал свою работу смертельный вирус, превративший просторы страны в арену борьбы за жизнь.

Теперь Сергею и Леониду с чадами и домочадцами предстоит вырваться из подмосковного ада и добраться до тихого места – вожделенного озера в  Карелии. Но сможет ли не слишком дружная компания одолеть этот долгий и опасный путь?

 

Фильмов («Война миров Z» (http://perekat.kiev.ua/война-миров-z-world-war-z-2013-рецензия-обзор/ , «Последний корабль» (http://perekat.kiev.ua/последний-корабль-the-last-ship-сериал-2014/ ) и книг («Эпоха мертвых» (http://perekat.kiev.ua/эпоха-мертвых-начало-москва-круз/ ), «Корм» (http://perekat.kiev.ua/корм-грант-korm-grant/ ), «КВАZИ» (http://perekat.kiev.ua/кваzи-лукьяненко/ ) про глобальные эпидемии, меняющих облик человечества, снято и написано немало. Правда, почти все они связаны не просто со смертельным вирусом, а с нежно любимым в последнее время зомби-апокалипсисом.

Создатели «Эпидемии» решили обойтись без этой перчинки, благо человек в критической ситуации и в отсутствие зомбей подарит зрителю уйму морально-психологических этюдов.

Невзирая на некоторые шероховатости, очередная попытка показать конец привычного общества оказалась зачетной.

Проект берет в первую очередь недетским напряжением и зашкаливающим саспенсом. На первое знакомство с персонажами и экспозицию отводится от силы минут 20-25. И понеслось. Ближе к завершению первой серии постановщики намертво захватывают зрительское внимание и стараются не отпускать его до финала. По большей части получается. Напряжение на высочайшем уровне, к созданию саспенса подошли с душой. Нам кратенько покажут зарождение эпидемии, через ролики вездесущих блоггеров обрисуют ее развитие, пяток минут посвятят реакции народа и правительства, социальным потрясениям, грабежам, попыткам властей сдержать болезнь в границах Москвы. Затем действие концентрируется на нашей недружной компании, отправившейся в далекий квест-путешествие. Компании, на которую начинают валиться одна беда за другой. Все по классике науки драматургии – перипетия, ее преодоление, за которыми поджидает следующая проблема. Мародеры-силовики сменяются техническими поломками, недостатки горючки случайными ранениями, моральные этюды – бурными ссорами, дачные «нежданчики» — авариями, злобные вояки – интересными встречами, антохина одиссея – партизанщиной. И так долгое время, точнее до истечения двух третей сериала. Оторваться от экрана большую часть времени невозможно.

При этом как такового активного экшена с драками, перестрелками, погонями в сериале немного, да и камера не следит непрерывно лишь за основными протагонистами. Хватает времени на флеш-беки, лирические, душещипательные моменты, переосмысление, раскрытие, трансформацию персонажей. Иногда возникают новые любопытные герои, типа доктора с его водилой-ловеласом, врачихи-Михалковой или офицера запаса (таки да запасливый мужик, историю любит). Проявляются «боковые» линии, рано или поздно пересекающиеся с основной. Именно при использовании «ответвлений», при тесном воздействии внешнего мира на героев, сюжет расцветает особо яркими красками. Когда протагонисты варятся только в собственном соку, самозабвенно играют «семейную драму», накал спадает, начинаются пробуксовки. 

Невзирая на то, что все это время внутри компании бурлят нешуточные страсти. Очень уж разношерстный коллектив собрали сценаристы. Стремящийся всем нравиться Сергей со своими двумя женами, полными противоположностями: мягкая, спокойная Аня, способная меж тем на весьма жесткие поступки и коварство. Резкая, циничная Ирина, ради сына готовая горы свернуть и голову потерять. Дамы, волками глядящие друг на друга и порой норовящие повыцарапывать сопернице глазки. Алкоголический отец Сергея старой закалки, всегда готовый к неприятностям. Туповатый, мерзко ржущий, наглый «хозяин жизни» Леонид, вызывающий стойкую идиосинкразию у интеллигентной Ани. Его беременная супруга-стриптизерша Марина и доця Полина, мочащая такие кони, что небу тошно. Мелкий Артем, норовящий то под машину залезть, то в лес сбегать. Аутичный, без эмоциональный Миша, по уши втюрившийся в дочурку Леонида. Они глупят, допускают ошибки, вызывают у зрителя желание огреть их чем-нибудь тяжелым по кумполу. Живут, как могут.

Актеры отработали вполне профессионально, к героям привязываешься, искренне за них переживаешь (а вот диалоги иногда вгоняют в ступор: «мне нравится, когда ты кричишь» — это что было?). Персонажи потихоньку раскрываются перед зрителем, причем как полагается, не через слова, а благодаря действиям. Действиям, далеко не всегда приглядным и достойным. И если поначалу зрительская симпатия целиком и полностью на стороне «странной компании», то со временем осадок становится все тяжелее, и некоторые их поступки оправдать все сложнее. Особенно на фоне того, что даже в обстановке апокалипсиса находятся гомо сапиенсы, не просто призывающие к тому «что надо оставаться людьми», но и вполне успешно ими остающиеся. Интересный ход постановщиков, вполне в современном духе неоднозначных героев.

Порадовало раскрытие роли случайностей в людской судьбе, случайностей — когда помогающих героям, когда напротив, ставящих компанию в крайне неудобное положение.

Сериал снят по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро». Причем, по отзывам читавших, режиссер обошелся с первоисточником весьма вольно.

Морально-идейный базис постановки на уровне. Создатели проекта размышляют над психологией и природой озверения человека – животного жестокого и опасного, налет цивилизации с которого слетает при первых признаках серьезной катастрофы. Чуть пошатнулся привычный порядок вещей, и наружу вылазят самые худшие людские качества. Злоба, ненависть, агрессия, недоверие к чужим, готовность сперва стрелять, потом спрашивать. Стремление разбиваться на стаи, уничтожая чужаков. Да, воспитание и мораль твердят нам, что «человеком оставаться нужно», однако возможно ли это в таких условиях?

Постановщики сами до конца не разобрались в этом вопросе, одновременно показывая нам  самарянина-снегоуборщика, и то к чему порой приводят добрые помыслы (ранение Сергея). Юношу с нитками из дачного кооператива и мужика на заправке (интересно, если бы он повел себя по-людски, наши герои поступили бы с ним так же?).    

Государство, созданное этими самыми человеками, тоже показало себя во всей красе. Первыми пускаются во все тяжкие мужики с оружием, и вот уже мародерят по подмосковным поселкам отлично вооруженные менты, спецназовцы и прочие силовики. И стреляют на поражение вояки, не обращая внимания на то, кто перед дулом автомата: женщина или ребенок.

А тема преступных приказов (ребята в погонах исполняют очередную до чертиков надоевшую работу, и возни впереди много: «народу дохера») и вовсе чуть не стала камнем преткновения для показа сериала по русскому ТВ. Пришлось даже вставить «па-де-де» от диктора с рассказом о «представителях незаконных вооруженных формирований», пытающихся захватить власть (ага, перестреляв население) и плотно общающихся с погранцами. Да ладно! Ото им больше заниматься нечем в условиях апокалипсиса, кроме как мирных жителей из домов выколупывать. У таких пацанов в такое время есть более интересные дела.

Порадовала реакция народа из глубинки: «нельзя так с нами», и готово народное ополчение, уходящее в партизаны. «Стрелять не умеем, времени учиться нет, ничего, в упор бить будем».

Если подытожить: доверие к государству, а особенно силовикам, у ребят просто на высшем уровне. Не удивительно. Удивительно, что показ, в конце концов, разрешили.

А вот то, что некоторые острые моменты создатели сериала недотягивают, подают не акцентировано, обрывают на полуслове, искренне жаль. Эпизоды с дачным кооперативом и голодной детворой, дедом «провтыкавшем» внука, Мариной отбирающей автомат, не пускающей Леонида на выручку etc. Моменты важные для развития образов, дальнейших отношений среди компании, продвижения сюжета, остались незавершенными, подвисшими в воздухе.

Озадачили  некоторые откровенно киношно-натужные сцены, типа молитвы в эфире или пения «партизан». Да и линия священника оставила в недоумении.

Также охота отметить русский колорит, особо бросающийся в глаза после западных сериалов. Эпидемия началась зимой, и погода принимает активное участие в происходящем. Вездесущие снег, метели, жуткая холодрыга добавляют в блюдо остроты. Как и матерок, периодически проскальзывающий из уст персонажей, речевые обороты, изрядно отличающиеся от сглаженных переводов буржуйских проектов. Любопытны психологические особенности глубокой провинции. Запойные мужики, руководящие всем бабы, изначальный фатализм («что толку лечить – заболел в расход») переходящий в холодную ярость. Отношение к столице, как жесткое («все зло от вас»), так и снисходительное («все понятно, москвичи короче»). 

Позабавили игры оператора с камерой. С первых кадров он принимается за исследование и обследование происходящего буквально со всех сторон. Меняются углы, высота, ракурсы съемки и зрения. Камера смотрит на происходящее прямо, под углом, лежа на боку, вверх ногами, через решетки, порой совмещая все вышеописанное чуть ли не в одном кадре. Особенно ее «колбасит», когда показывают последствия действия вируса. Как физиологические, так и психологические.

Да, логических дыр в сериале с лихвой, поведение персонажей порой откровенно бесит, с семейной драмой постановщики перебарщивают, и последняя треть откровенно слабее первых двух (закисли ребята в собственном соку). Но при всех этих нюансах смотрится «Эпидемия» с интересом и остается в памяти надолго.

Эрго. Завораживающий, полный напряжения, хотя далеко небезупречный телепроект о психологии и поведении человека в кризисной ситуации, о людских реакциях на падение привычного мира, о путешествии к Граалю, о государстве и гражданах, о любви и ненависти.

Режиссер: Павел Костомаров

В ролях: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Савелий Кудряшов, Наталья Земцова, Юрий Кузнецов, Анна Михалкова, Александр Яценко, Игорь Савочкин, Павел Ворожцов, Артём Сучков, Константин Балакирев

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.