Черный страж, Э. Дж. Смит

Э. Дж. Смит «Черный страж». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2018 г. (Серия: Лучшее зарубежное фэнтези). Первый роман цикла «Долгая Война».

Фентезийный коктейль, или Узнаваемая история от хорошего рассказчика

Герцог Канарна Эктор хотел для своих людей лучшей доли. А еще выбраться из-под удушающего гнета церкви королевства Тор Фунвейра. Хотел. Но дождался лишь карательной экспедиции Рыцарей Красного ордена, захвативших столицу герцогства и перебивших кучу народу.

Отныне дети герцога, Бромви и Бронвин – изгои, за которыми идет охота. Изгои, не собирающиеся мириться с таким положением вещей и напряженно ищущие союзников.

Но дело не только в наследниках убитого Эвана. Ведь именно судьба Канарна становится толчком  для нового витка Долгой Войны. Войны, начатой давным-давно самим богами. Но что если в этой тысячелетней кровавой забаве появился новый, точнее давно забытый игрок. Игрок, отыскавший себе весьма любопытных союзников.

 

Сказать новое слово в фентези на сегодняшний день довольно сложно. Зато можно попробовать создать нечто интересное из старых наработок, разбавив их некоторыми особенностями свеженького мира. Двинул по этому пути и Э. Дж. Смит. Желаете приключенческой и авантюрной фентези? Держите. Героической? Не вопрос. Эпика? Да, пожалуйста. Элементов темной? Имеется! Порой Страж напоминает «Меекхан» Вегнера (http://perekat.kiev.ua/сказания-меекханского-пограничья-се/). Порой Линча с его «Подонками». Порой Мартина и «Игру престолов» (http://perekat.kiev.ua/igra-prestolov/). Порой повеет Аберкомби. А порой «Сагой о копье».

Как вы уж поняли особой оригинальности от «Долгой Войны» ожидать не нужно. Но приятное времяпрепровождение она вполне способна обеспечить.  

Автор постоянно тасует поджанры, перемежая героику — приключением, элементы темной фентези — играми богов, квест – эпиком, путешествие — этнографией. Каждая глава подана от имени другого героя (потом по кругу), посему отличается по настроению и подходу к жизни. Наивность оруженосца сменяется цинизмом наемного убийцы. Твердость духа северянина изворотливостью его южного друга. Благородство рыцарей политическими играми вождей.    

Долгое время Смит тщательно расставляет фигуры на доске, намечает будущие контакты и конфликты, обрисовывает связи, раскидывает крючки и развешивает ружья, пардон арбалеты. Повествование в это время движется неторопливо, и показывается с разных точек зрения. И лишь когда начинаются повторные главы от уже знакомых читателю героев, сюжет потихоньку, но неотвратимо ускоряет ход.

В мире Смита имеются вполне приятные особенности, вроде церкви народа ро, разделенной на ордена, отвечающие за разные стороны сущности их божества – Одного Бога. Одни за богатство и алчность, другие за милосердие и заботу о неимущих. Третьи за знание, четвертые за силовые акции, пятые за все, что связано со смертью, шестые за исцеление и мир.

Рассово-национальное деление, наоборот слишком шаблонно. В наличии северяне, чересчур напоминающие викингов, южане – привет от арабов, и некая серединка, явно имеющая корни в средневековой центральной Европе, с ее рыцарством и диктатом церкви. Плюс местные мулато-метисы, отношение к которым почти везде ниже плинтуса. Единственные кто может постоять за честь Смита как оригинального творца – это таинственные доккальфары – всеобщее местное пугало.

Картина мира, созданного Смитом, раскрывается перед нами постепенно и неторопливо. Он знакомит читателя с обычаями, укладами и традициями народа ро, затем северян-раненов, после – южан-каресианцев. Злачные кварталы и аристократические районы столицы Тор Фунвейра. Суровые, заснеженные и холодные просторы родины честных и суровых мужей, поклоняющихся Ледяному Гиганту. Кессия с ее классовыми подходами, паранойей, помпезными зданиями и восточной любовью к роскоши.

Приманивает любопытными «фишками», ведь тут водятся не только огромные пауки, практически неуязвимые тролли, или «восставшие из мертвых», но и гигантские кракены – слепые безумные боги. Потихоньку вводит в дело магию, которая в его мире практически полностью является даром богов, действующих через своих отдаленных потомков с кровью Гигантов и смертные воплощения. Волшебства у Смита немного. Исцеление, боевая ярость, жесткий гипноз, влияние на разум и психику да камни-передатчики. Пожалуй, все. Дальше, будьте любезны, мечами. И языком.

Часть информации об особенностях мира подается нам в виде прямого описания. Часть – во времени обучения юного Рэндалла – открытие мира одним из героев наравне с читателем прием опять же не новый, но до сих пор действенный. Третья во время диалогов и споров. В общем, автор всеми силами старается не дать читателю заскучать.

Персонажи небезынтересны, но почти всегда одноцветны, однозначны и практически не меняются. Умный, храбрый, импульсивный Бромви, любящий путешествия, приключения и простые радости жизни поболе аристократических забав. Его юная сестра Бронвин, считающая себя воительницей, но никогда не сталкивавшаяся с настоящим боем. Наивный как эльфийский воин оруженосец Рэндалл (практически единственный кто хоть чуть-чуть меняется). Добродетельный и высоконравственный воин-священник Пурпурной церкви брат Ториан. Его черный коллега циник и альбинос Ута Призрак. Прямодушный и честный раненский жрец Магнус Вилобородый. Его старший брат Алдженон Слеза – вождь всех раненов, таящий за душой огромный секрет. Южанин Аль-Хасим – одинаково искусный как в сплетении словес, так в соблазнении дам или рубке на ятаганах. Наемный убийца Рам Джас Рами – неостановимый, безжалостный и беспринципный, но ценящий настоящую дружбу. Благородный Красный рыцарь сэр Уильям из Вереллиана, которому не по душе пытки, и расправы с мирными жителями. Коварные и могущественные Семь Сестер. Протагонистов много, они хорошо описаны и порой вызывают искреннее сопереживание. Но вот ожидать от них серьезного изменения или развития характеров, внутренних борений, неожиданных решений или тем паче смены убеждений не стоит. За этим к другой сказке. Какими автор их родил, такими и помрут. Причем некоторые задолго до конца книги. Не Мартин, конечно, но потери в рядах будут.

Написано достаточно увлекательно, реальная картина происходящего проявляется далеко не сразу. Сперва кажется, что перед нами частная история мести за отца и родное герцогство. Но  уже к концу первой трети романа мы понимаем, что видим проекцию глобальной войны Гигантов, длящейся тысячелетиями. Ведь, несмотря на то, что боги давным-давно покинули сию скорбную обитель, все отношения людей до сих пор напрямую завязаны на старые конфликты небожителей. Поклонники Одного считают себя вправе диктовать условия всему миру. Северяне думают в первую очередь о свободе своей прохладной родины, но ради кодекса чести готовы на многое. Южане активно участвуют в жизни всех королевств как торговцы и не прочь урвать кусочек пожирнее. И все активно не любят друг друга. За редкими исключениями. Отношения между расами неоригинальны, но хорошо продуманы, имеют долгое прошлое, знавали войну и мир, схватки и дипломатию, завоевания и освобождения.

Действия в романе не очень много, за первые две трети книги мы увидим десяток схваток с участием небольшого количества человек. Описываются напряженно, но без излишних подробностей, видно, что «боевка» не самая интересующая автора часть его мира. Ну и ладно, все равно следить за происходящим интересно. Благо к финалу Смит немного расходится, даря читателю парочку более менее крупных битв.

Да хватает архаизмов типа «крестоносцев», или «террора», забавных приколов, как то, маленькие суденышки с катапультами, стреляющими на огромные расстояния, или бронебойных лошадей, выносящих головами ворота королевского дворца, но в целом перед нами приличное фентезийное чтение на вечер без особых претензий.  

Эрго. Приятная смесь из большинства возможных поджанров фентези, не способная похвастаться оригинальностью и неоднозначными героями, но радующая хорошей проработкой мира и интересно рассказанной историей.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.