Чертов гасконец или Каналья! Где мои усы?
Слышите стук копыт коня дивной оранжевой масти? Потом шум драки, а после некоторого промежутка, шум одиноких шагов по дороге из Менга в Париж?
Трепещи, столица Франции! Ибо падешь ты к ногам юноши столь же отважного, сколь и благородного. Столь прекрасного, сколь и учтивого. Столь…
Ну, как-то так, в общем.
Потому что пришло время для Д’Артаньяна 21 века. А заодно и для трех свеженьких мушкетеров.
Для Сергея Жигунова это далеко не первая связь с Дюма. Он продюсировал «Королеву Марго» и «Графиню де Монсоро», играя заодно в первой Аннибала де Коконнаса.
«Три мушкетера» уже многие годы страстно влекли Сергея. «Давно я тянул руки к этому произведению». И вот, дотянул. В режиссерском дебюте.
Жигунов всячески открещивался от ремейкости его ленты по отношению к работе Юнгвальд-Хилькевича, утверждая, что делает подробную экранизацию именно романа Дюма, абсолютно не оглядываясь на фильм 1978.
Бюджет сериала составил 12 миллионов долларов, съемки проходили в Выборге, Петергофе, Гатчине, Чехии, Люксембурге, трюками занимались французские и русские мастера этого дела, а костюмы шили на заказ из крайне недешевых материалов.
В ноябре на экраны вышла полнометражная двухчасовая версия, громко провалившаяся в прокате, и обвиненная в жутком провисании сюжетных линий (что не удивительно, попробуйте почти восемь часов материала засунуть в два). А через месяц свет увидал и полный 10-эпизодный сериал.
Первое впечатление от постановки – очень неровно. Герои то попадают в струю, раскрываясь перед камерой, удачно остря, заразительно прикалываясь и получая удовольствие от съемок, то вываливаются из нее, как алкаш из приоткрывшейся двери маршрутки. Приятные антуражные моменты сменяются жутко скованными, натужными, неестественными и натянутыми (возможно, проблема в неопытности режиссера).
Приключения, драки, общение между мушкетерами чаще всего неприятия не вызывает. Разве что сняты поединки несколько сумбурненько (и акробатика смотрится абсолютно неуместно), а их количество намекает, что состав мушкетеров и гвардейцев, при таком темпе резни друг друга, должен полностью сменяться минимум раз в квартал.
А вот когда дело доходит до романтических сцен, в большинстве случаев персонажи попросту деревенеют. Реплики режут слух, поведение, как у верных последователей морального кодекса строителей коммунизма.
Это при том, что теме лечения девственности Д’Артаньяна, в начале сериала уделяется масса времени.
Первая серия вообще идет со скрипом. Очень долго привыкаешь к типажам и стилистике. Легкой, иногда даже излишне легковесной. Никакого сравнения с «Графиней» и «Королевой», лентами тяжелыми и мрачными.
В этом отношении новые «Мушкетеры» гораздо ближе к фильму 1978. Никакой крови, статисты умирают аккуратно и незаметно, стараясь не напрягать зрителя.
Актеры зачастую играются, а не играют. Барышням вообще недосуг, у них платья. Мужикам помимо шпаг и шляп с перьями, приходится еще и в образ входить. Выходит не всегда. Четко ощущается, что у большинства актеров (как и у постановщика), опыт в основном специфично- сериально-телевизионный. Кто-то за счет врожденной кинематографичности и харизмы ситуацию разруливает. А кто-то так и бродит до конца: неприкаянный, но в шляпе.
По персоналиям:
Д’Артаньян вполне съедобен. 25-летнему Мухаметову, для которого это аж четвертый проект в жизни, удалось доходчиво передать образ 18-летнего, абсолютно бескрышного гасконца. Для которого смерти нет как класс, а вторая же встреченная в пути смазливая мордашка становится смыслом жизни. Улыбка у Риналя абсолютно обаятельная, харизмы вагон, а играться в Д’Артаньяна пареньку действительно в кайф. Это и ощущается, и подкупает. Вот только строжиться Мухаметов еще не научился. Пока улыбается – веришь безоговорочно. Стоит сделать серьезную физиономию, или попытаться выдать трагедию – все, пиши пропало.
Остальные мушкетеры впечатлили меньше.
Атос (Чурсин) – слабенько. На великого графа де Ла Фер, одного из лучших персонажей мировой приключенческой литературы, того пред которым благовела вся детвора Советского Союза от 12 до 60-ти, решительно не тянет.
Портос (Макаров) – как всегда не блещет интеллектом, зато периодически выдает юморные перлы. Пожалуй, меньше всего претензий.
Арамис (Баршак) – эгоистичный он у них какой-то. Чересчур. И эмоции дома позабыл. Ровный как доска. Аж один яркий всплеск за первые 5 серий.
Кардинал Ришелье (Лановой) – неоднозначное исполнение. То интриганисто и коварно, то придворными на балу бросается.
Людовик XIII (Янковский) – а король мне понравился. Неплохо у него подучился эдакий туповатый, манерный, загнивающий аристократ высших кровей.
Рошфор (Зайцев) – тоже хорошо, знатный, но стареющий рубака. Хотя кардинальное различие с прототипом 1978, практически не обнажающим шпагу.
Де Тревиль (Лыков) – ужос! Старый клоун — неврастеник. Александр, это ж вам не оперуполномоченный на пенсии!
Бэкингем (Лавроненко) – ровненько, адекватненько, без прорывов, но и без спадов.
С барышнями постановке Жигунова явно не повезло. Ни одной запоминающейся актерской работы.
Миледи (Вилкова) – невнятная она какая-то. Истеричка экзальтированная. Пару раз вроде просыпается матерая хищница, способная показать зубы, но не больше. Разве что к финальной ее сцене претензий практически нет.
Констанция (Старшенбаум) – глупенькая белошвейка, вдобавок еще и не гений чистой красоты.
Анна Австрийская (Миронова) – и это испанка??? За что на нее так запал Бэкингем? Да, правду говорят, любовь зла, полюбишь…
Если подбить бабки, недостатков у картины все же побольше, чем достоинств (хотя и последние имеют место быть). Может не зря Боярский просил Жигунова: ну не снимай ты «Трех мушкетеров», не надо.
Эрго. Местами интересная, но изрядно недоработанная (сложноватая постановка для режиссерского дебюта) версия Дюма. С одним явным плюсом – толчок карьере Мухаметова она даст однозначно. Заслужил мальчик, заслужил.
Режиссер: Сергей Жигунов
В ролях: Риналь Мухаметов, Юрий Чурсин, Алексей Макаров, Павел Баршак, Екатерина Вилкова, Анна Старшенбаум, Василий Лановой, Филипп Янковский, Константин Лавроненко, Мария Миронова
P. S. Вот чего у проекта не отнять, так это забавных фраз, вполне годных на цитаты («Господа! Как мне нравиться жить в Париже!»)
P. S. 2 На протяжении всего просмотра избавится от звучащих в голове песен, из ленты 1978, так и не удалось.