«Салют-7», 2017 — рецензия (обзор)

Фантастическое спасение, или Лупайте сю скалу (© И. Франко)

11 февраля 1985 года центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7». Чтобы разобраться с проблемой, в космос отправляют экипаж из капитана Владимира Федорова (Вдовиченков) и бортинженера Виктора Алехина (Деревянко).

Полет предстоит непростой. Мало того, что станция вращается по всем осям и состыковываться предстоит вручную. Совершив то, чего еще никто не делал. Плюс абсолютно непонятно, с чем предстоит столкнуться космонавтам на станции. Вдобавок нездоровый интерес к Салюту проявляют американцы – противники в холодной войне, готовящие к запуску шаттл с пустым грузовым отсеком как раз аккурат по размерам станции. А значит, работка предстоит еще та. И вернется ли экипаж на землю, неизвестно никому кроме господа бога и его ангелов.

 

«Аполлон 13». «Гравитация» (http://perekat.kiev.ua/гравитация-gravity-2013-рецензия-обзор/). «Интерстеллар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ). «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ), «Гагарин»  (http://perekat.kiev.ua/гагарин-первый-в-космосе-2013-рецензия/  ). «Время первых» (http://perekat.kiev.ua/время-первых-2017-леонов/ ) – всего лишь несколько названий из многих десятков картин, рассказывающих о Человеке и Космосе.

Вот подоспела еще одна — «Салют-7». Причем она могла появиться в прокате еще весной, но уступила дорогу как раз уже упомянутому «Времени первых». Если судить как минимум по сборам – не зря, плюс за это время постановщики «вылизали» графику и конвертировали фильм в IMAX. 

Лента получилась удачной, правда слишком уж вольно обращающейся с реальными фактами. Что, впрочем, практически не портит впечатления от просмотра.

Во-первых, стоит отметить красивые картины земли из космического пространства и в целом приятную графику. Впечатлил взлет корабля Федорова и Алехина, но и кроме него есть пара-тройка отличных кадров, способных потягаться с голливудскими конкурентами. Жаль маловато внимания уделили красотам нашей планеты, я думаю никто из зрителей не отказался бы больше времени понаслаждаться разнообразными видами волшебного земного шарика.

Драматургически лента выстроена вполне профессионально, вовремя подкидывая героям и зрителям очередную перипетию: только справились с одной проблемой — нате вам следующую. Хорошо сняты сцены работы в невесомости. Хватает волнительных, переживательных моментов, когда за героев становится по-настоящему страшно. Много юмора, причем на удивление доброго, без западных шуток ниже пояса и прочих социальных игрищ.  Отношения между напарниками и людьми в центре управления полетами – теплые, заботливые, действительно дружеские. Прям приятно на душе.

Актеры в целом отработали на уровне, хотя ощущение того, что можно было лучше, так и не оставило до финальных кадров.

Федоров (Вдовиченков («Белая гвардия», «Август. Восьмого», «Родина») – романтик космоса, бесстрастный профессионал, лучший космонавт Союза, человек способный встретить, не пригнувшись, любой удар судьбы, вплоть до самого фатального.

Алехин (Деревянко) – гораздо более эмоциональный, метущийся, сомневающийся. При этом отличный инженер, надежный друг, способный справиться со своими животными инстинктами и в критическую минуту принять по-настоящему человеческое решение.

Остальные, кроме разве что руководителя полетов Валерия Шубина (Самойленко), особо не запоминаются, что конечно несколько обидно, но вполне объяснимо – в фокусе замысла на 99 процентов двое космонавтов и их сражение с 20-тонной грудой металла.

С точки зрения кинематографии претензий к ленте немного.

Основное неудовольствие у критиков (большинству зрителей все равно, что было на самом деле) вызвало неуемное фантазирование постановщиков, создавших другую картину спасения станции, во многом серьезно отличающуюся от того, что было на самом деле. Своеобразную фантастическую альтернативную реальность битвы за «Салют». Понять их с одной стороны нетрудно – зритель жаждет эмоции, а не сухой, упорной, пускай и весьма тяжелой работы. Производственные романы утратили свою привлекательность вместе с гибелью Союза. А если снимать фильм полностью по реальным фактам, скорее всего, получился бы именно производственный роман.

Как все было на самом деле. Джанибеков и Савиных (прототипы главных героев) прилетели к Салюту, с первого раза состыковались со станцией, несколько дней работали над системой контроля электропитания. Температура на станции действительно упала ниже нуля, но аж никак не до образования изморози. Потом напарники вышли в открытый космос,  установили дополнительные элементы на солнечной батарее (в процессе «заартачилась» лебедка), позднее прибыл следующий корабль с космонавтами, и ребята впятером привели станцию в порядок. Никаких американцев, желающих похитить станцию (не забываем, если бы у них были возможности упереть с орбиты 20 тонн вращающегося металла, советские технологии, скорее всего им бы были без надобности). Никакого пожара, никаких мыслей руководства по поводу ракеты. Никаких наводнений. Никакой кувалды. Нормальная рабочая история о профессионалах, которые хорошо делают свое дело.  

Даже на таком фактаже можно создать интересный и напряженный фильм, от которого будет не оторвать глаз. Но это требует огромных усилий всей съемочной группы, отличных актеров уровня Смоктуновского или Янковского, а также оточенной режиссуры. На порядок проще написать голливудскую историю, полную экшена и эмоциональных сцен. Пускай даже тебе придется сотворить новую реальность, имеющую мало общего с реальностью текущей, кроме ключевых точек. Плохо? Нет. Наказуемо? Тоже нет. Искажение истории? Опять нет. Они же не документальное кино снимали. Зритель все равно получил информацию о спасении «Салюта» и тяжелейшей работе космонавтов. Слабость и леность, заставившая пойти простым путем? Это да. Но никто еще не отменял того факта, что каждый выбирает по себе.

Вот только что имелось в виду под таинственным синим светом? Посвящение в космонавты? Или действительно внимание ангелов? Физике это неведомо.

Эрго. Вариации на тему спасения «Салюта-7», имеющие мало общего с настоящими, но в качестве кинематографической реальности вполне достойные внимания.

Режиссер Клим Шипенко

В главных ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Мария Миронова, Любовь Аксёнова, Александр Самойленко

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.